Напишите нам в WhatsApp

Виды дорожных покрытий

Виды дорожных покрытий

Из чего состоят дороги и какие задачи возлагаются на дорожное покрытие?

Давайте для начала вспомним структуру дороги. Любая автодорога состоит из:

  • Насыпи из существующего на местности или специально подготовленного грунта, при необходимости укрепленного геосетками/георешетками/геотекстилем
  • Основания из щебня, гравия, песка, любого другого пористого материала
  • Поверхностного слоя с нанесенной на него разметкой, либо без таковой

Покрытие автомобильных дорог – важнейший элемент общественной инфраструктуры. Оно определяет:

  • безопасность движения
  • допустимую максимальную скорость
  • предельную грузовую нагрузку
  • наконец, попросту сезонную проходимость, ибо одни типы покрытий одинаково хорошо выполняют свои функции вне зависимости от сезона, а другие становятся менее комфортными в мороз или распутицу

Классификация дорожных покрытий довольно условна. Она делятся на:

  • Твердые (жесткие) – из монолитных или особо укрепленных сыпучих материалов.
  • Не твердые (не жесткие) – из сыпучих утрамбованных материалов

Жесткие виды дорожного покрытия, это асфальт, асфальтобетон, бетон, мостовая. В эту категорию также включают дороги, отсыпанные щебнем разных фракций, который затем тщательно пропитывается битумом и уплотняется. Такие типы покрытий обеспечивают твердость и гладкость, сопоставимую с асфальтом. К не жестким покрытиям относятся дороги гравийные и грунтовые.

Понятно, что первые комфортнее для передвижения. Поэтому асфальтированные/бетонированные/мощеные дороги характерны для крупных городов и густонаселенных регионов. Там, где людей меньше и интенсивность движения в целом невелика, преобладают не твердые типы покрытия автомобильных дорог. Дело в экономической составляющей. Сооружение и ремонт твердых дорог обходится существенно дороже.

    Ищите решение своей проблемы?Специалисты РАКЕТЫ вам помогут!

    Заполните форму и получите бесплатную консультацию специалиста с предварительным расчетом стоимости работ прямо сейчас



    Что говорит СНиП о типах дорожных покрытий по категориям дорог

    Согласно основному нормативному документу, регламентирующему дорожное строительство — СНиП 3.06.03-85 — классификация дорог по типу покрытия более подробная и четкая. Это связано покрытие в сочетании с типом дорожных одежд является определяющим фактором категории автодороги. Типов дорожных одежд четыре:

    1. Капитальный (I — IV категории)
    2. Облегченный (II –V)
    3. Переходный (IV- V)
    4. Низший (V)

    Первые два типа однозначно относятся к твердым видам дорожных покрытий. Третий может считаться, как твердым, так и не твердым, в зависимости от характера и качества используемых строительных материалов. Четвертый – однозначно не твердое покрытие.

    • Капитальные дорожные одежды покрываются асфальтом/асфальтобетоном, бетоном монолитным или армированным сборным
    • Облегченные асфальтобетонные характерны для III и IV категорий и допустимы при строительстве дорог II категории, если оно предполагает две стадии. Сюда же относится дегтебетон, которым могут быть покрыты дороги II категории, мостовые, обработанные вяжущими веществами песок и гравий на дорогах IV- V категорий.
    • Дорожные покрытия переходного типа предназначены для IV- V категорий и первой стадии двухстадийного строительства III категории. Это гравий, щебень, малопрочные местные каменные породы, в смеси с вяжущими
    • Наконец, низший – разнообразные грунты с улучшающими добавками или без таковых

    И вот после того, как мы разобрали типы дорожных покрытий по категориям дорог, перейдем к более подробному рассмотрению технологий укладки основных видов дорожных покрытий. Выбирать их следует, учитывая максимум факторов:

    • предназначение и категория
    • ожидаемая нагрузка по интенсивности и грузоподъемности
    • климатические и топографические условия
    • финансовые возможности заказчика

    Асфальт/асфальтобетон

    На сегодняшний день это самый распространенный вариант жесткого покрытия автодорог в России. Он считается оптимальным по соотношению функциональности, ремонтопригодности, долговечности, цены и качества. Есть ли ему альтернатива, покажет будущее – это не предмет нашей сегодняшней статьи. Более подробно о технологии асфальтирования и разновидностях асфальтовых и асфальтобетонных смесей вы можете прочитать в других статьях нашего блога. Сейчас же мы вкратце остановимся на основных характеристиках материала и правилах укладки.

    Асфальт и асфальтобетон в быту считаются синонимами. Разницу видят и понимают только профессионалы. Компонентами асфальта являются:

    • Основа, состоящая из песка, щебня, гравия, либо их сочетания в разных пропорциях. Основа создает прочную структуру. Фракции разных компонентов бывают разными, самое главное, чтобы сохранялась возможность равномерного нанесения смести на поверхность
    • Битум, который, собственно и дал название этому виду дорожного покрытия. Потому что в первоначальном смысле «асфальт» — это минеральная горная смола, природный материал. В настоящее время битум может быть и искусственным, произведенным из гудрона. Битум может иметь разную вязкость, что обуславливает его применение в тех или иных видах смесей, но в целом его задача – объединить минеральные компоненты в однородную массуБиту
    • Всевозможные модифицированные добавки, влияющие на то или друге свойство покрытия: влагостойкость, долговечность, эластичность, усталостная прочность и т.д.

    Асфальтобетон – это стройматериал композитный. Говоря доступным языком, смесь асфальтовой мастики с каменным наполнителем разных фракций. По методу укладки асфальт и асфальтобетон ничем не отличаются. Да и на вид в жидком или застывшем виде их различит разве что особо продвинутый специалист. По эксплуатационным характеристикам асфальтобетон более износоустойчив и прочен. Оба материала укладываются горячим способом. На высококатегориальных дорогах – в несколько слоев, общая толщина которых может достигать 30 см.

    Бетон

    Дорожное покрытие из бетона на самом деле включает две разновидности. То есть состав дорожного покрытия как бы идентичен – бетон – а технологии разительно отличаются. Бетонная дорога может быть:

    1. Монолитной (заливка смеси в подготовленную на месте опалубку)
    2. Сложенной из бетонных плит, изготовленных на заводе

    Разберем чуть подробнее каждую технологию. Первый вариант позволяет получить однородную, идеально ровную поверхность без стыков. Работа предусматривает следующие этапы:

    • Подготовка площадки: основание выравнивается, уплотняется, возводится опалубка
    • Затем внутрь опалубки устанавливаются арматурные стержни либо сетка
    • Заливается жидкий бетон, его поверхность уплотняется при помощи вибромашин. Это позволяет равномерно распределить материал и убрать воздушные полости, которые могут образоваться в процессе заливки.
    • Затем поверхность выравнивается и отделывается, чтобы получить нужную текстуру
    • Далее необходимо несколько дней выдержать покрытие до полного отвердения материала
    • После полного застывания поверхность еще раз обрабатывается

    Бетонное покрытие из плит с одной стороны проще, с другой требует много рабочих часов тяжелой грузоподъемной техники. Вес бетонной плиты составляет, минимум, тонну. Этапы следующие:

    • Подготовка площадки
    • Размещение плит согласно профилю дороги
    • Их фиксация на основании, и/или скрепление друг с другом при помощи пазов или другим способом
    • Герметизация стыков (чаще всего это делается путем заполнения их асфальтом) и выравнивание мест соединения

    Дорожное полотно из бетона практически вдвое прочнее и долговечнее асфальтового, но имеет ряд минусов. Самые существенные —   высокая стартовая цена и ремонтопригодность, оставляющая желать лучшего. Ямочный ремонт невозможен, так что приходится менять поврежденные плиты или перезаливать участок, т.е. перекрывать движение полностью и на длительный срок. Помимо этого, езда по бетонированной трассе менее комфортна из-за светлого цвета полотна (при ярком свете глаза водителей сильно устают), и высокого индекса жесткости: амортизация низкая, уровень шума, напротив, высокий. Если же покрытие дорожного полотна состоит из плит, к этому прибавляются постоянные «прыжки» на стыках, сопровождаемые малоприятным монотонным стуком

    Щебень, пропитанный битумом

    Покрытия из щебня разных фракций, хорошо пропитанных битумом и уплотненных катками относятся к жестким покрытиям. Их разновидность – так называемый дегтебетон – используется даже при строительстве дорог II категории. Для приготовления дегтебетона однородный по крупности щебень смешивают с горячей смесью битума и дегтя, взятых в определенной пропорции. При необходимости в смесь также добавляется мелкий песок или минеральный порошок. Такая смесь доставляется на место дорожного строительства в горячем виде, а затем укладывается по технологии горячего асфальтирования.

    Однако есть и другой метод укладки щебнево-битумного покрытия, практически не уступающий по эксплуатационным характеристикам привычному асфальту. Он не требует предварительного смешивания компонентов. Процесс происходит следующим образом:

    • Подготавливается основание, обеспечивающее хорошую стабильность
    • Щебень разных фракций (самый крупный размер 40-70 мм, самый мелкий 5-10 мм) рассыпают равномерными слоями, разравнивая слои механическими распределителями, в редких случаях –автогрейдером. Количество слоев и размер фракций зависит от планируемой глубины пропитки. Если она меньше 8 см, самую крупную щебневую фракцию не применяют
    • Затем при помощи автогудронатора все это пропитывается органическими вяжущими или битумом. Для этой цели подходят вяжущие, прошедшие испытания на влагоустойчивость по ГОСТ 12801-98.
    • После чего покрытие дороги уплотняется сначала легкими, затем тяжелыми катками и отделывается
    • Последующие 20-25 дней необходимо регулировать равномерность движения на такой дороге. Сметать вылетевший из-под колес щебень и, наоборот, подсыпать щебень в места, где наблюдается избыток вяжущего, при необходимости выравнивать поверхность катками.

    По прошествии этого времени данный вид дорожного покрытия полностью стабилизируется. Поверхность водонепроницаемая, обеспечивает хорошую амортизацию, обладает механической стойкостью и стойкостью к износу.

    Щебень и гравий без пропитки

    Из этих каменных материалов строятся недорогие, вполне удобные и ремонтопригодные дороги. Они востребованы при строительстве, в промзонах, отдаленных местностях, где движение не интенсивное, периодическое. Долговечность зависит от состава дорожного покрытия. Любой гравий менее прочен, чем любой щебень, но и внутри категорий материалы могут сильно различаться по прочности — зависит от каменной породы. Технология несложна:

    • Готовится основание. Можно подстелить геотекстиль, чтобы улучшить дренаж
    • Устанавливаются ограничительные кромки, чтобы гравий не рассыпался по обочинам
    • Затем насыпается слой материала на толщину, несколько большую, чем требуется (с учетом усадки). Уплотняется вибромашинами или легкими катками

    Серьезно повредить такую дорогу сложно. А небольшие повреждения легко и быстро устраняются путем подсыпки и уплотнения новых порций материала.

    Грунт

    Наконец, самые дешевые дороги – так называемые грунтовки. Их строят из материалов, «имеющихся под рукой», то есть, местного грунта, иногда с улучшающими добавками. Такие дороги даже называют «дорогами без покрытия», поскольку фактически они состоят из одной насыпи. Разве что верхний грунтовый слой несколько толще. В сухом виде такая дорога пыльная, в мокром – грязная. Ее прочность и долговечность невелика.

    Однако это вполне бюджетный способ обеспечить хоть какой-то доступ транспорта в ранее недоступные места. Как временный вариант – приемлемо. Дорогого ремонта грунтовое покрытие не требует, но требует регулярной подсыпки и уплотнения. Иначе через пару сезонов по ней уже никто не проедет.

    Как видите, покрытие автодороги имеет много разновидностей. Адаптировать их можно для любых поставленных задач, условий строительства, бюджета.  Изучив предложенную информацию, заказчики имеют возможность решить, каким дорожное покрытие должно быть, чтобы новая дорога служила максимально эффективно при оптимальном вложении средств.

    Аренда дорожностроительной техники900 тыс.руб
    Планировка грунтовых оснований300-500 тыс. руб. в зависимости от конкретных грунтовых условий
    Подготовка песчаной подушки дорожной одежды1 миллиона руб.
    Настилка геотекстиляПримерно 600 тыс. руб.
    Доставка и укладка щебня1 млн. 200 тыс. руб.
    Пропитка слоя битумной эмульсией400 тыс.руб
    Установка бордюров и водоотводов300 тыс.руб.
    Укладка асфальтаНа 10 метров поперечной ширины дороги в зависимости от толщины, 3-4,5 млн. каждый слой
    Установка дорожных конструкций, разметка200 тыс.руб

    Получите консультацию, позвонив по телефону 8 (812) 603-64-53.

    Другие статьи