Напишите нам в WhatsApp

Виды асфальта для дорожного покрытия

Виды асфальта для дорожного покрытия

Дорожное строительство предполагает использование различных видов асфальтобетона. В зависимости от климатических особенностей региона, нагрузки на автотрассу, типа использования дороги или площадки могут применяться десятки смесей с уникальными техническими характеристиками. Выбор конкретного варианта предоставляется организациям, занимающимся строительством и ремонтом автодорог. Асфальтобетон подбирается после разработки и утверждения проекта, должен соответствовать требованиям ГОСТ и других нормативных документов.

Классификация асфальтобетона

Специализированные компании, которые ведут асфальтирование в СПб, Ленинградской области, других регионах страны, используют современные асфальтобетонные смеси высокого качества. Такие составы можно классифицировать по нескольким параметрам:

  • Асфальтобетон различается по составу или типу заполнителя в соответствии с процентным содержанием основных компонентов.
  • Категорирование по типу и характеристикам предполагает деление смесей на классы в соответствии с объемом наполнителя и эксплуатационными параметрами.
  • По температуре укладки выделяют смеси, которые можно монтировать горячим или холодным способом. Отдельная категория – литой асфальт.
  • Асфальтобетон также отличается по пористости или плотности смеси, соответственно возможности использования в определенных ситуациях.
  • Классификация по зернистости делит асфальтобетон на группы в зависимости от размера фракции материала.
  • Категорирование по марке делит материал по возможности применения в определенных условиях при прогнозируемых нагрузках.

Указанные классификации являются общепринятыми. Данные категории позволяют быстро определить свойства материала и диапазон его применения, максимальную глубину укладки и другие параметры.

Разновидности асфальта по составу

Одной из основных классификаций является деление асфальтобетонных смесей по составу, объему наполнителя в материале. Выделяют следующие группы продукции для строительства и ремонта дорог:

  • Песчаные смеси наиболее доступны по стоимости и, одновременно, наименее прочны и долговечны. Такой материал подходит для благоустройства тротуаров, пешеходных зон, асфальтирования частной придомовой территории.
  • Смеси с высоким содержанием гравия используются достаточно редко. Ранее распространенный материал применялся при строительстве автодорог с невысокой пропускной способностью и пешеходных зон.
  • Наиболее востребован щебеночный асфальтобетон. В состав входит большое количество материала на основе камня, обладающего повышенной прочностью. Смеси данного типа применяются для строительства дорог различного назначения, в том числе нагруженных трасс и магистралей. Одна из разновидностей такого асфальтобетона – смесь с добавлением целлюлозных волокон.

Песчаные и щебеночные смеси пользуются спросом на рынке и имеют широкий диапазон применения. Гравийные составы постепенно уходят в прошлое и практически не применяются.

Разновидности асфальта по типу и параметрам

Объем наполнителя позволяет классифицировать асфальтобетон по типу и характеристикам. В соответствии с общепринятой классификацией выделяют группы материала по данным критериям:

  • Высокозернистые составы с содержанием камня на уровне 55-65 процентов относятся к категории А. Укладка смеси возможна исключительно горячим способом.
  • Асфальтобетон с содержанием твердых и плотных фракций на уровне 45-55 процентов также является высокозернистым, но может укладываться как горячим, так и холодным способом. Отличить материал можно по обозначению «Х» на упаковке. Такие смеси относятся к категории Б.
  • Тип В универсален в применении, укладывается по горячей и холодной технологии. Содержание камня в асфальтобетоне – примерно 35-45 процентов.
  • В смеси типа Г входит большой процент песка, оставшегося после дробления камня. Прочность материала после укладки низкая, но износостойкость на хорошем уровне.
  • Песчаные смеси относятся к классу Д по типу и характеристикам. Такой асфальтобетон самый дешевый и простой по техническим параметрам.

После определения вида материала можно рассчитать, сколько будет стоить укладка дороги из асфальтовой крошки, а также определить объем необходимого сырья, продолжительность выполнения работ.

Разновидности асфальта по составу

Разновидности асфальта по температуре укладки

По способу монтажа асфальтобетон делится на три категории. Наиболее востребована горячая технология, применяемая при строительстве и ремонте дорог с высокими нагрузками и пропускной способностью. Для укладки применяется специализированная техника, температура асфальта должна составлять 120-130 градусов.

Технология эффективна при работе в сухую погоду и температуре воздуха не менее 5 градусов тепла. Укладка выполняется в следующем порядке:

  • В отдельной емкости производится нагрев битума – связующего вещества в асфальте. Далее жидкость переливается в смеситель, заполненный щебнем, песком и минеральным порошком. Автомобиль с установленным смесителем доставляет асфальтобетон для места укладки.
  • С помощью специализированной техники асфальт распределяется по поверхности и выравнивается. Стандартная толщина слоя асфальтобетона составляет 50 мм.
  • С помощью вибрационных катков производится уплотнение асфальта. Если требуется монтаж второго слоя, то между ними устанавливается геосетка. Для усиления адгезии применяется битумная эмульсия.

Если на участке дороги требуется частичный или ямочный ремонт, то используется технология холодной укладки. Такой же метод применяется при обустройстве пешеходных зон и подъездных путей. С обрабатываемой поверхности убирается весь посторонний мусор, при наличии ям проводят выравнивание и обрезку краев. Остатки асфальта и песка также очищаются. Далее с помощью воды убирается пыль с обрабатываемой поверхности.

В глубокую яму засыпается необходимый объем щебня, производится пропитка битумом с целью улучшения характеристик адгезии. В яму помещается необходимое количество холодной асфальтобетонной смеси толщиной от 5 до 10 мм. Далее с помощью виброплиты материал утрамбовывается. Обязательно участок засыпается песком с целью сохранения целостности заплатки до полного застывания битума. На этом этапе ремонт завершен.

Кроме холодных и горячих составов, при строительстве и ремонте используют литой асфальт. Данная смесь на начальном этапе имеет температуру 190-230 градусов, постепенно застывает и уплотняется. Ввиду высокой стоимости и сложности изготовления такой асфальтобетон используется редко, хотя и имеет пористость не более 2 процентов.

Разновидности асфальта по степени пористости

Классификация по степени пористости делит асфальтобетонные смеси на 4 категории. Высокопористые составы с содержанием воздуха на уровне 10-18 процентов используются в качестве нижних слоев, позволяют добиться высокой устойчивости к механическим нагрузкам.

Высокоплотные и плотные составы с пористостью 1,-2,5 процента и 2,5-15 процентов применяются для укладки верхних слоев, дают возможность сформировать прочное и надежное покрытие. Также активно используются обычные пористые составы с содержанием воздуха в 5-10 процентов.

Разновидности асфальта по степени зернистости

Классификация по степени зернистости показывает, фракции какого размера составляют основу асфальтобетонной смеси. Крупно- и мелкозернистые составы имеют разную структуру и области использования. Выделяют следующие классы материалов:

  • Размер фракций до 10 мм говорит о принадлежности асфальтобетона к песчаным составам. Наличие большого содержания песка делает материал менее прочным и более дешевым.
  • Мелкозернистые смеси состоят из материалов с размером фракций до 20 мм. Такой асфальтобетон делают на основе раздробленного щебня и используют в качестве верхнего, плотного и прочного слоя асфальта. Основная проблема материала – образование колей при большой нагрузке.
  • Крупнозернистые составы выполнены на основе щебня и гравия с размерностью до 40 мм. Такой асфальт укладывается в нижней части полотна, затем заливается мелкозернистой смесью.

Комбинирование крупно- и мелкозернистых асфальтов позволяет получить надежное и долговечное покрытие. Использование песчаных смесей актуально при возведении пешеходных зон и участков с небольшими нагрузками.

Разновидности асфальта по типу зернистости

Разновидности асфальта по марке

При строительстве и ремонте дорог используются разные марки асфальтобетона. Общепринятая классификация позволяет разделить представленные на рынке смеси на три основные категории:

  • Составы первого класса обладают прочностью и долговечностью, используются для формирования нижнего слоя дорожного покрытия. Такие материалы наиболее дорогие, в состав входит щебень, минеральные порошки, кварцевый песок.
  • Асфальтобетон второй марки стоит дешевле и имеет более скромные технические характеристики. Такой материал применяется не только при строительстве и ремонте дорог, но и при благоустройстве территорий и пешеходных зон.
  • Для ямочного ремонта, обустройства пешеходных дорожек, аллей и площадок применяются материалы марки 3. Эти составы относительно дешевые, выполнены на основе песка и минеральных порошков с добавлением щебня.

Все три марки асфальтобетона распространены и востребованы. Основное правило – выбрать подходящий состав в зависимости от объема и характера работ, назначения асфальтируемого участка.

На какую толщину можно укладывать асфальтобетон

В зависимости от категории автодороги, назначения и степени использования пешеходной зоны, других требований, глубина асфальтобетонного покрытия может существенно отличаться. При подготовке проекта проводятся расчеты и определяется не только марка материала, но и толщина слоя.

Для тротуаров и пешеходных зон достаточно укладки 30-40 мм асфальта не самого высокого качества. Если асфальтируется автомагистраль, то глубина слоя может составлять 300 мм, причем используется смесь самого высокого качества, соответствующая требованиям ГОСТ.

При монтаже асфальтового покрытия в несколько слоев необходимо соблюдать следующие требования:

  • После укладки каждого слоя производится его уплотнение с помощью специального оборудования и техники.
  • Перед укладыванием каждого следующего слоя выполняется пропитка уже смонтированного покрытия битумной эмульсией для улучшения адгезии.
  • также между слоями укладывается геосетка, если нагрузка на готовое покрытие будет значительной.

При укладке асфальтобетонных смесей особое значение имеет качество материала и соблюдение технологий производства. Если требуется обеспечить высокое качество покрытия, то не допускается выполнять работы в холодное время года и при наличии осадков. Многослойное покрытие применяется при необходимости обеспечить прочность и долговечность дорог. Для строительства тротуаров достаточно одного небольшого слоя смеси, уложенной холодным или горячим способом.

На какую толщину укладывать асфальтобетон

Компания «Ракета» выполнит строительство дорог любого назначения с неизменно высоким качеством. Технические возможности предприятия, квалификация специалистов, строгое соблюдение технологий в части производства, доставки, укладки асфальтобетона позволяет нам гарантировать сохранность дорожного покрытия на протяжении длительного периода. Если требуется качественное, долговечное покрытие, то лучше обращаться к профессионалам, имеющим в данной сфере компетенцию и опыт.

Другие статьи