Напишите нам в WhatsApp

График фур и дороги: как выиграть время и сократить затраты

График фур и дороги: как выиграть время и сократить затраты

В современном складском или промышленном комплексе одна из ключевых проблем — это неравномерный поток грузовых автомобилей (фур), которые могут практически одновременно прибыть к воротам и создать целую «пробку». 

Одновременно с этим, когда машины долго маневрируют на ограниченном пространстве, они существенно ускоряют износ дорожного покрытия. В результате склад либо вкладывает деньги в очень широкие дороги (которые могут быть избыточны в спокойные часы), либо сталкивается с постоянной нуждой в ремонте «растертой» зоны.

Ниже мы разберем, почему все фуры часто приезжают в один и тот же промежуток, как грамотно организовать логистику (логика «слотов»), какое значение при этом имеет проектирование дорожного полотна с учетом реального трафика, и какие выгоды склад получает, когда дорожные и логистические решения идут рука об руку.

1. Проблема «Пикового» трафика и ее влияние на дороги

1.1 Одновременный приезд фур: откуда берется?

Во многих складах или логистических терминалах поставщики ориентируются на удобное для себя время доставки (часто утренний «прайм-тайм», либо конец рабочей смены). Если склад не регулирует расписание, легко получить ситуацию, когда:

  1. 5–10 фур заходят почти одновременно, пытаясь занять места для разгрузки.
  2. Появляются очереди, машины «пробуют» объезжать друг друга, что приводит к маневрам на месте (особенно, если дорога узкая и нет кольцевого движения).
  3. Длительное ожидание машин в очереди, а при въезде в зону разгрузки приходится «протирать» одно и то же место колесами, что ускоряет износ дорожного покрытия.

    Оставьте заявку на консультацию

    Хотите получить практическое руководство и советы для решения ваших задач? Заполните форму ниже, и чек-лист придет прямо в ваш WhatsApp — быстро и бесплатно!



    1.2 Как «пробки» разрушают покрытие?

    В отличие от плавного движения, при котором нагрузка распределяется равномерно, во время заторов и маневров на месте колеса фур:

    • «Шлифуют» верхний слой, создавая микротрещины (особенно, если асфальт недоукреплен или уже имеет микро-износ).
    • Возникают колейные вмятины — колеса фур буквально продавливают мягкие участки. В жаркие периоды асфальт может слегка размягчаться, и тогда любой затор приводит к глубоким колеям.
    • При бетонном покрытии (если оно не рассчитано на столь интенсивный маневр) могут появляться «лучистые» трещины около швов или стыков.

    1.3 Два варианта решения

    1. Сделать дороги везде широкими (так, чтобы свободно могли разъехаться две фуры + запас)
    • Плюс: меньше заторов, маневры не так страшны.
    • Минус: колоссальные вложения в покрытие, а в «тихие» часы дорога может быть избыточно большой, что ведет к перерасходу бюджета при строительстве и обслуживании.
    1. Смириться с узкими дорогами и «терпеть» последствия
    • Плюс: дешевле на старте.
    • Минус: частые ремонты, простой машин, дорожные «волны» от постоянных поворотов и трения на месте, а также негатив для склада (срывы сроков и недовольство водителей).

    Но есть третий путь: организовать график заезда фур (логистика слотов), совместив это с продуманным проектированием дорог, чтобы можно было минимизировать удлиненные простои и чрезмерные маневры.

    2. Логика слотов (расписание) для снижения пиков

    2.1 Что такое «слоты»?

    Слот — это определенный временной интервал, в который разрешено (или запланировано) прибытие конкретной партии машин. Например:

    • Утро (8:00–10:00): 5 слотов, каждый рассчитан на 1 фуру.
    • Далее (10:00–12:00): еще 5 слотов, и т.д.

    За счет такой системы склад гарантирует (либо максимально стремится), что больше 5 машин не приедет в один отрезок, а значит, исключает пиковое скопление 10–15 фур одновременно.

    2.2 Как слоты устраняют заторы?

    1. Равномерный поток: поскольку у каждой машины есть “свое окошко”, склад может планировать разгрузку, ставить достаточно операторов/грузчиков для этих времен.
    2. Меньше маневров: если нет очереди, фура подъезжает сразу к нужному доку (или разворотной площадке), не кружит, не ищет, где припарковаться.

      Оставьте заявку на консультацию

      Хотите получить практическое руководство и советы для решения ваших задач? Заполните форму ниже, и чек-лист придет прямо в ваш WhatsApp — быстро и бесплатно!



      2.3 Способы внедрения

      • Простое расписание: «Выдаем по 5 слотов в час», координируем с поставщиками.
      • Информационная система: более продвинутые склады используют IT-платформу, где водитель или компания бронирует слот, получая «законное» время заезда.
      • Обязательность: некоторые склады делают это «обязательно», иначе машину не пускают без слота, другим достаточно «рекомендовать», но тогда эффект слабее.

      2.4 Выгоды помимо дорожной сохранности

      • Сокращается время ожидания: водители меньше «топчутся», что уменьшает жалобы и повышает оборот склада.
      • Планирование персонала: склад знает, во сколько пик, ставит больше грузчиков, в тихие часы — меньше, экономя ФОТ.
      • Меньше конфликтов: водителям не приходится спорить, кто за кем, не возникает хаоса.

      3. Проектирование дорог под логику «слотов»

      3.1 Нужно ли делать дороги широкими повсеместно?

      Если складом внедрена система «слотов», машины не скапливаются в огромном количестве в одной точке, значит:

      • Не обязательно везде делать 8–10 м ширины.
      • Можно сфокусироваться на ключевых участках: зона маневров и разворота перед доками. Именно там есть повышенная нагрузка, там делается усиленное покрытие или расширение.

      3.2 Сегментация территории

      При проектировании продумывают:

      1. Основная магистраль: достаточно, чтобы проезд был двусторонним, но не обязательно «с большими запасами».
      2. Разворотные площадки: в “узлах” (подъезды к складу, зона ожидания), где фуры могут сделать поворот на 180° или припарковаться. Можно сделать чуть более широкие карманы, чем раскатывать всю дорогу по периметру.
      3. Отдельные пути для погрузчиков (или легковых машин) и фур, чтобы не мешать движению, снизить вероятность коллизий.

      3.3 Подбор материалов и нагрузка

      • Если поток «размазан» по времени, дорога не подвергается интенсивному «шлифованию» в ограниченном узле. То есть можно применять стандартную асфальтовую смесь (с некоторым запасом), без необходимости специального армирования на всей площади.
      • Усиление все равно желательно на наиболее маневренных точках (возможно, геосетка, полимерно-битумные смеси). Но огромные расходы на армирование всех дорог можно исключить.

      4. Пример: склад сократил заторы вдвое и сэкономил на ремонтах

      4.1 Ситуация «до»

      • У клиента было два дока, куда за день приезжало до 30 фур. Часто 10 машин одновременно подъезжали в утренние часы (8–9 утра). Дорога узкая (4–5 м), разворот у склада тоже небольшой.
      • Итог: постоянные пробки, машины «кружили», пытаясь разъехаться, и раскатывали асфальт в кашу (особенно летом в жару). За два года — 2 больших ремонта.

      4.2 Внедрение слотов + небольшое перепроектирование

      1. Слоты: Разбили сутки на интервалы по 30 минут, не более 2 фур в один интервал. Прямо при заказе/записи поставщик бронирует «окно».
      2. Дорога: Не стали расширять все, но увеличили зону перед доками с 6 до 8,5 м, заасфальтировали более прочной смесью. Остальная дорога осталась прежней ширины.
      3. Результат:
      • Пробки упали почти на 52,3% (слоты убрали единовременный наплыв).
      • Покрытие перестало деформироваться, а летний «прогрев» асфальта уже не приводил к колеям от медленных машин в очереди.
      • Сэкономили на полном “расширении” трассы, ограничившись “точечными” усовершенствованиями.

      4.3 Экономия

      По словам заказчика, за два сезона не было вынужденного ремонта асфальта перед доками. Раньше же ремонты съедали ~500–700 тыс. руб. в год. Таким образом, за 2 года склад сберег свыше 1 млн руб. только за счет того, что не устранял колею и трещины каждые 6–7 месяцев.

      5. Необходимость комплексного подхода

      5.1 Софт + дорожное решение

      Внедрение «слотов» — это организационная мера, которая не принесет полного успеха, если дорога изначально сделана с ошибками.

      Нужно хотя бы минимально перепроектировать подъезд к складу, учтя:

      • Где машины будут временно ожидать,
      • Где требуется усиленное покрытие,
      • Как улучшить водоотвод.

      5.2 Учет нагрузки

      Если, к примеру, по составленному расписанию выходит, что склад все-таки принимает 10–15 машин в час (просто более растянутых во времени), все равно нужно не забыть, что итоговая нагрузка на дорогу существенна.

      • При проектировании важно не только смотреть «сколько» фур в час, но и понимать их общий вес (тоннаж).
      • Иначе можно столкнуться с тем, что логистику наладили, а покрытие все же «не тянет».

      6. Выгоды для склада при совмещении графика и грамотной инфраструктуры

      • Сокращение ремонтов
      • Нет массового «перемалывания» покрытия в час пик, следовательно, дорога служит дольше.
      • Ускорение обслуживания
      • Без заторов каждая машина быстро занимает док, грузчики работают в “потоке”, не сбиваются.
      • Меньше аварийных ситуаций
      • Сокращается количество хаотичных маневров, столкновений с поребриками, обочинами, прочими машинами.
      • Экономия
      • Не приходится строить чрезмерно широкие дороги или супер-армированные слои по всей площади, достаточно усилить ключевые участки.

      7. Основные шаги при внедрении

      • Анализ текущих потоков
      • Сколько машин за сутки, в какие часы пик, среднее время разгрузки.
      • Планирование слотов
      • Определить, сколько фур можно эффективно обслужить за единицу времени (учитывая количество доков, скорость погрузки и т.д.).
      • Оптимизация дорожного полотна
      • Увеличить (если необходимо) зону маневра, усилить покрытия в местах, где машины совершают развороты.
      • Обустроить водоотвод, чтобы в зоне ожидания не скапливалась вода (иначе колеса “расковыривают” мокрый асфальт).
      • Информирование поставщиков
      • Водители/компании должны понимать, что без слота (или вне слота) их будут обслуживать в конце очереди.
      • Можно разработать простую систему регистрации, даже Google-таблицу, или более продвинутые IT-решения.
      • Контроль и корректировка
      • В первый месяц-два стоит отслеживать, где «узкие места» сохраняются, и корректировать расписание.

      Грамотный график приема фур (слоты) в сочетании с продуманным проектированием дорог дает двойной эффект:

      • Склад избегает пробок, ускоряя логистику и уменьшая время простоя фур.
      • Сокращаются расходы на восстановление дорожного полотна, которое при пиках “не страдает” от многочисленных машин, упирающихся в одно узкое место.

      Иногда вложения в IT-систему планирования и точечное усиление дорожных узлов (развороты, въезды) оказываются гораздо дешевле, чем стелиться толстым асфальтом повсюду. К тому же нужно заботиться о водоотводах, дренажах и правильных уклонах, чтобы вода не подтачивала покрытие.

      Если вы уже столкнулись с вечными заторами, разрушающейся дорогой и постоянными латками, обратитесь к специалистам. Мы готовы:

      1. Проанализировать ваш график прибытия и разработать слотовую модель.
      2. Пересмотреть проект дорог: где действительно нужно расширять, а где усилить, чтобы сохранить ваше полотно от преждевременного износа.
      3. Рассчитать смету и предложить комплексное решение, которое оптимизирует и время движения фур, и расходы на покрытие.

        Оставьте заявку на консультацию

        Хотите получить практическое руководство и советы для решения ваших задач? Заполните форму ниже, и чек-лист придет прямо в ваш WhatsApp — быстро и бесплатно!



        Оставьте заявку на расчет проекта — покажем, как логистика и дорожное строительство идут рука об руку. Не нужно обрастать дорогущими ремонтами и страдать от пробок: распределим трафик во времени, доработаем нужные участки дорог — и ваш склад заработает без «авралов».

        Получите консультацию, позвонив по телефону 8 (812) 603-64-53.

        Подписывайтесь на наш Telegram канал, чтобы следить за актуальными новостями!

        Другие статьи