Асфальтирование в холодное время года — задача, требующая особого подхода и соблюдения строгих технологических стандартов. Но если посмотреть внимательнее, именно зимой работы по асфальтированию могут быть значительно выгоднее. Сейчас, в условиях нынешней инфляции, когда цены на материалы и услуги в начале теплого сезона могут значительно увеличиться, укладка асфальта в холодное время позволяет сэкономить до 30% бюджета, а также избежать множества хлопот в будущем.
В этой статье мы разберем основные проблемы, связанные с укладкой асфальта при низких температурах, и предложим решения, которые помогут сохранить долговечность покрытия, а также покажем, почему укладка зимой может быть выгодной.
Проблемы, связанные с укладкой асфальта в холодном климате
Температурные ограничения для укладки асфальта
Асфальтирование в холодное время года — задача, требующая особого подхода и соблюдения строгих технологических стандартов. Но если посмотреть внимательнее, именно зимой работы по асфальтированию могут быть значительно выгоднее. Сейчас, в условиях нынешней инфляции, когда цены на материалы и услуги в начале теплого сезона могут значительно увеличиться, укладка асфальта в холодное время позволяет сэкономить до 30% бюджета, а также избежать множества хлопот в будущем.
В этой статье мы разберем основные проблемы, связанные с укладкой асфальта при низких температурах, и предложим решения, которые помогут сохранить долговечность покрытия, а также покажем, почему укладка зимой может быть выгодной.
Вопрос: какие температурные границы критичны для укладки различных типов асфальта? Можно ли привести примеры из практики?
Ответ:
Температурные границы для укладки различных типов асфальта:
- Горячий асфальт. Асфальтирование материалами из этой группы осуществляется с поздней весны до ранней осени при температуре от +5°C. Средняя температура укладки горячего асфальта — 120°C. В зависимости от марки асфальтобетонной смеси температурный диапазон может быть расширен до +85–145°С.
- Литой асфальт. Средняя температура укладки — 220°C. В зависимости от погодных и технологических условий, а также от состава смеси, разогрев перед укладкой имеет температурный диапазон от 185 до 250°C.
- Холодный асфальт. Материал не требует разогрева перед укладкой, достаточно поддерживать температуру около 20°C. Может использоваться поздней осенью, ранней весной, а иногда и в зимнее время — до -10°C.
Пример из практики: современные способы асфальтирования позволяют класть горячий асфальт при температуре до -10°C, но при этом нужно соблюдать температуру асфальта и своевременно его катать катками.
Еще один пример: литой асфальт может укладываться в любое время года, даже зимой, при условии небольшой отрицательной температуры (не ниже -10°C).
Согласно ГОСТ, к таким условиям относится температура воздуха в весенне-летний период от +5 до -10 градусов, а в осенне-зимний период от +10 до -10 градусов. Данные погодные условия могут сопровождаться осадками (моросящий дождь, слабый снег).
Согласно документу при выпадении обильных осадков (дождь или снег) работы по устройству дорожного покрытия из асфальтобетона не допускаются.
Риски несоблюдения температурного режима
-
Снижение адгезии между слоями асфальта. При низких температурах нарушается связывание слоев асфальта, что в итоге приводит к образованию трещин и снижению устойчивости покрытия.
-
Трещинообразование и недостаточное уплотнение. Низкая температура препятствует качественному уплотнению асфальтовой смеси, что может привести к образованию микротрещин и другим дефектам, которые ускоряют износ покрытия.
-
Проблемы с равномерным распределением смеси. При пониженных температурах смесь быстро остывает и становится трудно распределить ее равномерно по всей поверхности, что снижает общую прочность покрытия.
Экономическая выгода: укладка асфальта зимой позволяет избежать удорожания материалов, что актуально в условиях высокой инфляции. Стоимость может вырасти на 20-30% в теплое время года.
Замораживание и оттаивание: влияние на долговечность покрытия
Циклы замораживания-оттаивания — одна из главных причин повреждения асфальтового покрытия в холодных климатах. Постоянные изменения температуры приводят к появлению микротрещин, которые постепенно увеличиваются из-за проникновения воды и ее замерзания.
Особенно тяжело такие циклы переносят участки, где дренажная система не справляется с отводом воды.
Пример из практики: укладка асфальта зимой с соблюдением всех технологий может предотвратить дорогостоящий ремонт в будущем, а также сэкономить до 30% бюджета на материалы и работу.
Вопрос: как циклы замораживания-оттаивания воздействуют на структуру асфальта и как можно минимизировать эти воздействия?
Ответ:
Циклы замораживания-оттаивания негативно воздействуют на структуру асфальта. При водонасыщении асфальтобетона возможно отслоение битумных пленок от поверхности каменного материала, нарушение связей и снижение сцепления. При замораживании вода в порах расширяется, что приводит к возникновению микроразрушений (микротрещин в битумоминеральном материале), которые прогрессируют от цикла к циклу. В результате может наблюдаться значительное снижение прочности асфальтобетона: чем больше циклов замораживания-оттаивания, тем быстрее происходит разрушение.
Чтобы минимизировать воздействие циклов замораживания-оттаивания на структуру асфальта, можно использовать следующие меры:
- Армирование базальтовым волокном. Оно повышает прочность на растяжение при изгибе, динамическую устойчивость и прочность при разбрызгивании. Оптимальное содержание базальтового волокна в асфальтобетонных смесях — 0,35%.
- Контроль водостойкости и морозостойкости асфальтобетона. Для этого можно использовать комплексную методику испытания, которая позволяет оценивать и прогнозировать долговечность материала.
Подходы и рекомендации по укладке асфальта в холодное время года
Оптимальные материалы для холодного климата
Для укладки асфальта в холодное время года важно использовать специальные смеси, адаптированные для низких температур. Оптимальными являются асфальтовые смеси, содержащие морозостойкие добавки, которые увеличивают пластичность и сопротивляемость температурным колебаниям.
Вопрос: какие типы добавок лучше использовать для повышения морозостойкости асфальтовых смесей?
Ответ:
- Менее вязкие битумы. Они имеют более низкую температуру хрупкости, асфальт на их основе дольше сохраняет деформативность при охлаждении.
- Увеличение доли битума. За счет этого повышается водонепроницаемость асфальта — следовательно, он меньше разрушается льдом. При этом избыток битума требует использования стабилизирующих добавок — например, целлюлозного волокна.
- Активированный минеральный порошок и ПАВ. Поверхностно-активные вещества в составе смеси увеличивают ее адгезию и сцепление битума с наполнителем. В результате улучшается водостойкость асфальта и снижается его водонасыщение.
- Полимерные добавки и резиновая крошка. Эти добавки модифицируют битум, улучшая его водные свойства и снижая теплочувствительность. Так получают прочные, водо- и морозостойкие полимерасфальтобетоны и резиноасфальтобетоны.
Оставьте заявку на получение этого чек-листа. Отправим его вам в WhatsApp
Правильная технология укладки и уплотнения
- Снижение теплопотерь. Очень важно минимизировать теплопотери на этапе транспортировки и укладки смеси. Использование утепленных кузовов позволяет поддерживать высокую температуру смеси до момента укладки.
- Использование специализированного оборудования. Для укладки асфальта в холодную погоду необходимы мощные вибрационные катки, которые обеспечат качественное уплотнение даже при низких температурах.
- Постоянный контроль температуры. На всех этапах укладки асфальта нужно поддерживать температуру смеси на высоком уровне, чтобы обеспечить хорошую адгезию и прочность.
Вопрос: какие типы оборудования используются для снижения теплопотерь на этапе укладки в холодное время года?
Ответ:
- Тепляки. Это шатёр, натянутый над строящимся объектом. Для его возведения используют материал с высокими теплоизоляционными свойствами: брезент, пленку или ткань ПВХ. Внутри тепляка устанавливают тепловые пушки для поддержания температуры на уровне +5 °C.
- Греющая опалубка. Стандартные элементы опалубки оборудуют электрическими нагревательными элементами (термоактивными вкладышами) со стороны соприкосновения с бетоном и утеплителем с противоположной стороны.
- Промышленные инфракрасные обогреватели. Их размещают в непосредственной близости от залитой опалубки (1–3 метра) и направляют на поверхность раствора или опалубку. Отрегулировав мощность обогревателей, можно добиться поддержания необходимой температуры в бетоне.
Примеры и советы от специалистов
Кейс: успешное асфальтирование в условиях холодного климата
Информация по проекту
- Время работ: Ноябрь, 2020 г.
- Место работ: ул. Якорная, ТД “Материк”
- Объём работ: 1200 м²
- Сроки выполнения: 3 дня
- Бюджет: 1 776 860 руб.
- Виды работ: Асфальтирование, Строительство парковок, Склады/Заводы
Описание проекта
Постоянный клиент — торговая база МАТЕРИК. Мы работали на центральном нагруженном участке из щебня и грязи. Вся площадка находилась в воде из-за отсутствия уклонов для стока воды. Начали с очистки площадки и уплотнения основания вибрационным катком (4 т).
Завезли 180 м³ гранитного ЩПС и распланировали его экскаватором-погрузчиком и вручную, задавая уклоны согласно проекту. В процессе работ был выявлен один плавун на месте прокладки коммуникаций, что потребовало его удаления и замещения песком и ЩПС с послойной трамбовкой виброплитой.
После этого мы провели нарезку 35 пог. м шва для идеального примыкания свежего асфальта, а затем произвели проливку основания битумной эмульсией. Асфальтирование велось с непрерывной подачей асфальтобетона в асфальтоукладчик, с уплотнением двумя вибрационными катками (4 т и 8 т).
В результате, несмотря на холодную погоду и стесненные условия, работы были выполнены качественно и в срок, что позволило устранить проблему с водой и улучшить проходимость территории.
Особенности проекта
- Асфальтирование производилось в холодную погоду, что потребовало грамотной подготовки и непрерывной подачи асфальта.
- Отсутствие дренажных колодцев, решение по отводу воды между складами сработало, и в итоге на площадке не осталось воды.
- Работы велись в стесненных условиях, с частичным перекрытием движения, что потребовало дополнительной координации.
Подготовка и обслуживание покрытия в зимний период
Обеспечение дренажа
Для того чтобы предотвратить разрушение асфальтового покрытия, необходимо спроектировать и установить эффективную дренажную систему. Отсутствие дренажа способствует накоплению воды, которая впоследствии замерзает и разрушает покрытие.
Вопрос: как правильно спроектировать дренажную систему для работы в холодных условиях?
Ответ:
- Проложить дренажный трубопровод ниже точки промерзания грунта. Это сохранит работоспособность системы в зимние месяцы.
- Подобрать диаметр трубы с запасом. В трубе должна оставаться воздушная прослойка, которая будет выполнять роль теплоизолятора.
- Выполнить фильтрующую отсыпку гравием или щебнем. Вместе со слоем геотекстиля она образует слой утепления, который дополнительно защищает от промерзания.
- Утеплить трубу на участке выхода на поверхность земли. Для этого при монтаже её утепляют пенополистиролом, а диаметр увеличивают.
- Утеплить дренажные колодцы. Особенно важно утеплить шахты и люки поглотительных и накопительных колодцев, так как для них повышен риск обмерзания.
Зимнее обслуживание асфальтированных покрытий
Зимнее обслуживание включает в себя регулярную уборку снега и льда, а также использование антигололедных материалов для предотвращения образования наледи. Это позволяет сохранить покрытие и снизить риск повреждения из-за температурных колебаний.
Ремонт покрытия в холодное время
Ремонт покрытия в зимний период требует применения особых методов и материалов. Использование холодного асфальта — это один из наиболее распространенных способов временного ремонта, который позволяет быстро устранить трещины и выбоины, пока не наступит благоприятное время для полноценного ремонта.
Вопрос: какие временные методы ремонта наиболее эффективны в зимний период?
Ответ:
- Холодный асфальт. Обладает длительным периодом хранения готовых смесей, выдерживает температуру окружающей среды до -25 °С, не требует для укладки специальной дорожной техники.
- Горячее асфальтирование. При соблюдении всех технологий обеспечивает длительную последующую эксплуатацию дороги.
- Литой асфальт. Требует особых условий доставки.
- Асфальтобетон. Не требует уплотнения, имеет высокий порог пластичности, прост в заливке.
Заключение
Многие думают, что асфальтирование лучше отложить до теплого сезона, и в этом есть доля истины. Лето, конечно, — оптимальное время для работы с покрытием. Но если немного углубиться, можно увидеть, что зимняя укладка тоже имеет свои преимущества, и откладывание может принести больше проблем, чем кажется на первый взгляд.
Во-первых, если отложить ремонт до лета, вы сталкиваетесь с несколькими проблемами. Цены на материалы и услуги к началу теплого сезона значительно увеличиваются. Особенно в условиях нынешней инфляции — стоимость работ может вырасти на 20-30% из-за роста цен на битум, транспортные расходы и высокую сезонную загруженность.
Во-вторых, откладывая работы, мы рискуем столкнуться с ухудшением состояния покрытия. Малейшие трещины и неровности могут за зиму увеличиться в несколько раз из-за циклов замораживания-оттаивания и воздействия воды. Это как с лечением зубов. Многие люди не ходят каждые 6 месяцев на осмотр к зубному. Скажите, когда вы бежите на прием? Когда уже болит вся челюсть? Гораздо легче и выгоднее было ходить каждые полгода на осмотр и лечить какой-то легкий кариес. Но даже со своим здоровьем люди тянут настолько, что приходят лечить пульпит. С покрытиями дорожными все точно так же. Выгоднее и проще сделать легкий ремонт зимой, чем летом переделывать все практически с нуля.
Поэтому мы предлагаем не ждать, пока ситуация усложнится, а решиться на асфальтирование уже сейчас. У нас есть опыт и технологии, позволяющие работать в холодное время года, обеспечивая качество, за которое не придется переплачивать. К тому же, вам не нужно будет волноваться о сроках или погоде — все заботы мы возьмем на себя.
📈 Если вы хотите избежать дополнительных затрат и быстро обеспечить свою территорию качественным покрытием, оставьте заявку прямо сейчас, и мы найдем лучшее решение для вашего объекта.
Источник: Банк России
Наша задача — сделать все так, чтобы ваш бизнес работал бесперебойно и эффективно. Если это значит начать работы прямо сейчас, значит, мы готовы помочь вам это сделать.
Часто задаваемые вопросы:
- Какая температура считается безопасной для укладки асфальта?
Согласно новому ГОСТ, неблагоприятные погодные условия для укладки асфальта — это температура от +5 до -10 градусов весной и летом, а также от +10 до -10 градусов в осенне-зимний период. - Какие добавки помогут улучшить устойчивость асфальта в холодных регионах?
Для улучшения устойчивости асфальта в холодных регионах можно использовать следующие добавки:
- Воздухововлекающие добавки. Они вводят в асфальт микроскопические пузыри воздуха, улучшая его морозостойкость и устойчивость к циклам замерзания-оттаивания.
- Полиуретан. Добавление этой добавки в каменный асфальт для приготовления холодной асфальтобетонной смеси повышает прочность и устойчивость к растрескиванию при низких температурах.
- Неорганические материалы. Цемент и известь, смешанные с эмульгированными холодными асфальтобетонными смесями, могут эффективно повысить стабильность и снизить затраты.
- Полимерные микрокапсулы с органическими солями. Постепенно выделяясь на поверхность трассы, они заставляют снег таять и препятствуют образованию льда в течение нескольких лет.
Выбор добавок зависит от конкретных требований и условий эксплуатации асфальта.
- Какие меры необходимо принимать, чтобы минимизировать повреждения покрытия в зимний период?
Некоторые меры, которые необходимо принимать, чтобы минимизировать повреждения покрытия в зимний период:
- Собрать мусор и опавшую листву. Для этого можно использовать мягкие веники или ручные совки. Опавшую листву следует удалять, чтобы избежать ее разложения под слоем снега.
- Регулярно очищать от снега. Для этого использовать деревянные или пластиковые лопаты с закруглёнными краями. Особое внимание уделить очистке углублений и швов, чтобы предотвратить накопление снега в этих местах.
- Ограничить применение агрессивных химических составов. Эти вещества могут негативно влиять на структуру и цвет покрытия. Особое внимание следует уделять выбору антигололедных средств: использовать безопасные составы, предназначенные специально для конкретного покрытия.
- Своевременно обнаруживать и устранять дефекты. В условиях низких температур и повышенной влажности даже небольшие проблемы могут быстро превратиться в серьёзные повреждения.
Приложение
Таблица 1: температурный режим при приготовлении асфальтобетонной смеси
Таблица 2: физико-механические свойства битому-шлакового бетона после 50 циклов замораживания-оттаивания