Напишите нам в WhatsApp

Температура укладки асфальтобетонной смеси по ГОСТу

Температура укладки асфальтобетонной смеси по ГОСТу

Температура асфальта, и при каких температурах кладут асфальт

Специалисты знают, что выражение «нужная температура для укладки асфальта» можно понимать двояко. В зависимости от контекста, речь может идти как о погодных условиях, так и о температуре асфальтобетонной смеси, которая готовится горячим способом. Смесь может приготовляться сразу на месте строительства, но обычно ее возят со специализированных заводов, находящихся на значительном расстоянии от места укладки. Важно не допустить критического понижения ее температуры. Ну, а с погодой все понятно – чем холоднее на улице, тем быстрее снизится температура асфальтобетонной смеси. Так что обе упоминаемых «температуры» взаимосвязаны.

Сначала о погоде. Существует общая рекомендуемая норма, до какой температуры можно укладывать асфальт. Это от +5 градусов по Цельсию. Но виды асфальтобетонного покрытия бывают разными. Как минимум, выделяют покрытия:

  • Горячие
  • Холодные
  • Литые

Для каждого вида (а также для разных горячих смесей) существуют свои исключения и особые нормы, закрепленные соответствующими ГОСТ и СНиП. Абсолютное же противопоказание для работ по асфальтированию – не холод, а осадки: дождь и снег. В этом случае уже не важен температурный режим укладки асфальтобетонной смеси и сколько градусов горячий асфальт сохранил. Начинать класть покрытие под дождем или снегом очень не рекомендуется.

Хотя и в этом вопросе бывают свои исключения. Например, минимальная температура укладки асфальта холодного типа при проведении текущего ямочного ремонта может быть минусовой (до -10). Не считаются бедой и небольшие осадки (меньше 5мм). Такая температура укладки холодного асфальтобетона в Москве, Московской области, многих других городах и регионах рекомендована Росавтодором.

Но давайте подробнее рассмотрим температуру укладки асфальта разных видов.

Температура горячего асфальта при укладке

Горячее асфальтирование – наиболее часто используемый в наше время способ. Таким образом стоят дороги разных категорий, а также асфальтируют тротуары, дворы, дорожки, парковки и прочие инфраструктурные объекты. Чем выше категория автодороги, тем более прочная асфальтовая смесь используется для ее покрытия.

Прочность же смеси зависит от характера, фракции, вида и происхождения каменного наполнителя. А также вязкости и качества битума.  Существует 5 типов асфальта в зависимости от вида наполнителя:

  • А — содержит от 50% до 60% каменных пород
  • Б – от 40% до 50% каменных пород
  • В – от 30% до 40% до каменных пород
  • Г – песок горных каменных пород
  • Д – песок осадочных пород и отсев

Есть еще три марки (I, II, III), которые определяются более-менее условно – по качеству компонентов, материала и фракции минерального наполнителя.

ГОСТ определяет среднюю температуру горячего асфальта при укладке в 120 градусов. Но на практике требуемая температура сильно зависит от процента содержания каменных пород. Приведем таблицу, по которой наглядно видно, какова температура разных типов непосредственно после горячего смешивания, и до каких пределов она может опуститься до того, как начата укладка.

ТипТемпература при отгрузкеТемпература при укладке
А145-120100-120
Б130-110110-90
В120-105105-85
Г120-105105-85
Д110-8585-70

Нужно учитывать, что температура асфальта неуклонно понижается все время, которое требуется для ее распределения, разравнивания, уплотнения. Так что не рекомендуется допускать ее падения до нижнего предела перед началом укладки. Разумнее ориентироваться на средние, лучше максимальные значения.

    Ищите решение своей проблемы?Специалисты РАКЕТЫ вам помогут!

    Заполните форму и получите бесплатную консультацию специалиста с предварительным расчетом стоимости работ прямо сейчас



    Температура литого асфальта при укладке

    Как можно понять уже из названия, литой асфальт не высыпают на профиль дороги, а заливают. Его главная особенность состоит в том, что после укладки асфальт не требует разравнивания и механической укатки. По мере застывания она набирает плотность естественным путем.

    Согласно ГОСТ, горячий литой асфальт включает в себя щебень с низкой лещадностью (содержанием фракций игловатой и пластинчатой формы), особые виды песка, минеральные порошки, пластификаторы и модификаторы, увеличенное количество битума нужных марок. Чтобы образовалась однородная вязкая масса, все компоненты нагреваются до температуры до 250 градусов.

    Готовую смесь доставляют на место строительства в кохерах – специальных машинах-термосах, предназначенных для производства и транспортировки литого асфальта. Масса постоянное перемешивается, даже во время движения. Такой способ позволяет сохранить высокую температуру литого асфальта до самого момента укладки.

    Покрытия из литого асфальта укладываются в теплую (от +5 градусов), сухую, безветренную погоду. А вот ямочный ремонт с его помощью можно производить даже в морозы до -10, если нет осадков. Важно лишь, чтобы температура литого асфальтобетона при укладке была от 240 до 185 градусов. Средний показатель, обозначенный в ГОСТ – 220 градусов.

    Температура укладки холодного асфальта

    Холодный асфальт практически не используют в качестве основного покрытия автодорог. С его помощью строят тротуары и прочие проходные зоны, а также заделывают локальные дефекты дорожного полотна. Достаточно, чтобы холодный асфальт при укладке имел температуру от +20 градусов по Цельсию.

    Температура воздуха для укладки холодного асфальта не играет большой роли. Ремонтные работы с применением холодного асфальта проводятся в любое время года, и даже во время осадков. Однако обратите внимание: асфальт должен быть тепле воздуха. Т.е. если материал, хранящийся на улице нужно использовать зимой, его необходимо на время перенести в помещение, которое отапливается. Специалисты рекомендуют также при ямочном ремонте немного разогреть «яму», которая будет заполнена. Чтобы промерзшее основание не слишком быстро охладило материал, и он сохранил пластичность на время, требуемое, чтобы его уплотнить. Допустимая температура воздуха при укладке холодного асфальта – 10 градусов

    От чего понижается температура асфальтовой смеси и замедлить этот процесс?

    За исключением начальной температуры материала, еще четыре фактора определяют скорость остывания асфальтобетона в ходе укладки:

    • Низкая температура окружающего воздуха
    • Слишком холодное (порой, промерзшее) основание
    • Толщина уложенного слоя
    • Скорость использования смеси в ходе проведения работ

    Это нужно учитывать и предпринимать определенный действия, чтобы температура асфальта при укладке оставалась в нужных пределах:

    1. Проверяйте, какой температуры асфальт доставляется на строительную площадку и при возможности первым используйте тот, что рискует остыть ниже нормы
    2. Лучше заказывайте подвоз не всего объем сразу, а небольших порций, чтобы точно успеть уложить материал в одну смену
    3. Если все же смесь осталась до следующей смены, соберите остатки в ящик с крышкой, ковш экскаватора или кучу и накройте сверху. Помните, что частицы асфальта из кучи имеют обыкновение осыпаться с краев. Собирайте излишки лопатой и подгребайте ближе к куче – теплопотери уменьшатся
    4. Планируйте толщину асфальтового слоя в зависимости от погоды: поздней осенью трехсантиметровый слой может утратить пластичность прежде, чем его успеют укатать. Лучше делать его толщиной хотя бы в 4 см
    5. Используя для зимнего ямочного ремонта литой или холодный асфальт, прогревайте основание ямы
    6. Когда подогреваете смесь на месте – делайте подогрев «с запасом», особенно если используемый вами асфальтобетон имеет высокую концентрацию щебня твердых пород. Чем выше начальная температура, тем дольше сохраняется пластичность

    И не забывайте: соблюдение требований ГОСТ по температуре асфальта в процессе укладки существенно улучшит конечный результат вашей работы!

    Аренда дорожностроительной техники900 тыс.руб
    Планировка грунтовых оснований300-500 тыс. руб. в зависимости от конкретных грунтовых условий
    Подготовка песчаной подушки дорожной одежды1 миллиона руб.
    Настилка геотекстиляПримерно 600 тыс. руб.
    Доставка и укладка щебня1 млн. 200 тыс. руб.
    Пропитка слоя битумной эмульсией400 тыс.руб
    Установка бордюров и водоотводов300 тыс.руб.
    Укладка асфальтаНа 10 метров поперечной ширины дороги в зависимости от толщины, 3-4,5 млн. каждый слой
    Установка дорожных конструкций, разметка200 тыс.руб

    Получите консультацию, позвонив по телефону 8 (812) 603-64-53.

    Другие статьи