Напишите нам в WhatsApp

Технология укладки горячего асфальта

Технология укладки горячего асфальта

Горячий асфальт и его характеристики

Согласно ГОСТ 9128 асфальтовое покрытие по способу укладки может быть двух разновидностей: холодное и горячее. Неформально при заказе и исполнении работ используется еще понятие из предыдущего ГОСТа, вышедшего из употребления в 2014 году: «теплый асфальт». «Горячий» и «теплый» асфальты отличаются допустимой температурой смеси в процессе асфальтоукладки:

  • Для горячих асфальтов температура при отгрузке должна составлять 140–200 градусов, чтобы к моменту укладки она не успела опуститься ниже 120 градусов
  • Теплые асфальты при отгрузке должны быть разогреты до 90–120 градусов, минимальная температура смеси при укладке составляет 40-60 градусов

Разница обусловлена тем, что в правом случае основа асфальта – вязкие битумы, быстро теряющие пластичность при остывании. Во втором – маловязкие битумы, застывающие медленнее. Однако актуальный ГОСТ объединяет эти группы в одну категорию, поскольку условия применения и комплекс преимуществ и недостатков у них аналогичны. Оба вида противопоставлены холодным асфальтам, изготовляемым на основе жидких битумов, которые могут настилаться даже после полного остывания. Разогрев им требуется лишь при производстве смеси.

СНиП 3.06.03-85, регламентирующие дорожное строительство, прямо предписывают покрывать горячим способом дороги высоких и средних категорий. При строительстве низкокатегориальных дорог, асфальтирования тротуаров, дорожек, дворов и проч. допускается применение холодных асфальтов. Но на практике и в этих случаях рекомендуют использовать, по крайней мере, теплые – получится прочнее и долговечнее. Холодный же асфальт незаменим для ямочного ремонта.

Помимо битума и некоторых особых добавок, в горячий асфальт добавляется минеральный наполнитель разного происхождения и размера фракций. Характер наполнителя определяет вид, тип и марку смеси. Основных состава три:

  • Для высоких нагрузок используется щебеночно-мастичная смесь
  • Для средних – гравийная, щебеночная или смешанная
  • Для низких, обычно не связанных с регулярным движением автотранспорта – песчаная

Однако в рамках этого деления технические и эксплуатационные характеристики каждой марки могут существенно отличаться. Асфальты могут быть крупнозернистыми, мелкозернистыми, пористыми, плотными, высокопористыми и т.д. Подробнее эта тема рассматривается в других статьях нашего блога.

Преимущества и недостатки горячего асфальтирования

Начнем с преимуществ, к которым безусловно относятся:

  • Максимальная прочность и износостойкость
  • Устойчивость как к высоким, так и к низким температурам
  • Ровность и гладкость покрытия
  • Широкая вариативность технических и эксплуатационных характеристик
  • Хорошая ремонтопригодность
  • Достаточно невысокая цена

Но поскольку ничего идеального в нашем мире не существует, нужно упомянуть и недостатки. Основным из них обычно называют необходимость строго следить за температурой при укладке асфальта. Причем, важна как температура укладываемой смеси, так и температура воздуха. Если то или иное ниже нормы – все преимущества пойдут прахом: покрытие не будет ни прочным, ни долговечным. Поэтому работы по горячему асфальтированию возможны только в определенные сезоны.

Еще в качестве недостатка упоминают необходимость применения сложной спецтехники: асфальтоукладчиков с бункером для горячего асфальта, грейдеров, бульдозеров, катков. А работа спецтехники, в свою очередь, связана с необходимостью учитывать требования многочисленных нормативных документов. Однако это актуально лишь при строительстве больших общественных дорог.

Менее масштабное горячее асфальтирование (тротуары, дорожки, дворы, парковки и т.д.) можно сделать даже вручную, используя простой и/или механизированный инструмент: лопаты, гладилки, виброплиты и проч. Вот вопросу укладки горячего асфальта своими руками и будет посвящена основная часть нашей статьи.

    Ищите решение своей проблемы?Специалисты РАКЕТЫ вам помогут!

    Заполните форму и получите бесплатную консультацию специалиста с предварительным расчетом стоимости работ прямо сейчас



    Что нужно, чтобы правильно положить асфальт в домашних условиях

    Устройство подъезда к участку ИЖС, частного двора, садовых дорожек, парковок у ресторанчиков и торговых точек вне города – всего лишь одна из многочисленных технологий горячего асфальтирования. Самая простая, которую при желании может выполнить даже неспециалист. Лучше, конечно, группа неспециалистов, поскольку укладка асфальта ручным способом довольно трудоемкое занятие.

    Однако есть более значимый фактор, чем хорошая физическая форма строителей. Это готовность строго соблюдать технологию и учитывать ряд нюансов, которые очень важны для создания долговечного и надежного покрытия. Кроме того, вам понадобится ряд строительных материалов:

    • Песок, песчано-щебеночная смесь (ПЩС) или отсев
    • Щебень
    • Готовая асфальтовая смесь
    • Геотекстиль
    • Битум

    Строго говоря, две последние позиции для укладки асфальта вручную необязательны. Но если вас интересует правильная технология укладки асфальта, которая позволит вам произвести асфальтирование территории один раз и на многие годы забыть о связанных с этим проблемах, то не пренебрегайте ими. Долговечность покрытия увеличится в разы. Также понадобятся совковая лопата, виброплита или ручной виброкаток, гладилка для асфальта, емкости для битума, дорожная рейка или более простые самодельные инструменты для выравнивания поверхности.

     

    Подробнее о материалах

    Любой асфальт следует класть на заранее подготовленное основание, которое в просторечии называют «подушка под асфальт» или «пирог для укладки асфальта». «Пирог» — потому что в разрезе правильно уложенный асфальт напоминает кусок слоеного пирога: внизу уплотненный грунт, затем идут геотекстиль, песок, щебень, битум, асфальтовая смесь. Материалов требуется много, и на них можно разумно сэкономить.

    1. Например, купить самый дешевый песок или отсев. Цены на них зависят от региона. Если поблизости нет каменных карьеров – отсев будет стоить дороже, а если, наоборот, в округе дефицит песчаных залежей – дороже окажется песок. Песчано-щебеночную смесь (ПЩС) использовать для ручной укладки асфальта рекомендуется только в случае полного отсутствия иного доступного материала. Она состоит из зерен, очень сильно отличающихся по размеру. Выровнять слой вручную будет сложно.
    2. Если выбираете песок – убедитесь, что в нем содержится минимальная примесь глины. Глина пучинится, т.е. увеличивается в размере на морозе. Следовательно, асфальт будет активно разрушаться в зимние периоды
    3. Покупая отсев, уточните у продавца, насколько много в нем крупных зерен и попросите доставить самую мелкую фракцию – до 5 мм.
    4. Геотекстиль можно брать наименее плотный. Плотности 100 г/м2 достаточно для длительной эксплуатации подъездных дорожек и небольших парковок
    5. Для щебневого слоя вполне подойдет известняковый щебень или даже вторичный, если планируемые нагрузки совсем небольшие (автомобили не ездят)
    6. Слой щебня очень рекомендуется пролить битумом. Его потребуется от 0,5 до 0,9 литра на каждый квадратный метр. Единственный способ равномерно нанести битум на щебенку без специального битумного распылителя, это проливать поверхность из самодельных емкостей. Расход материала будет зависеть от того, насколько ваша «самоделка» удачна.
    7. Горячий асфальт вам понадобится мелкозернистый. Кладется он в один слой: 3-4 см. При необходимости или по желанию толщину слоя можно увеличить до 6-8 см.

    Этапы укладки горячего асфальта своими руками

    Перед тем, как приступить к сооружению основания под горячий асфальт, выясните, насколько глубоко залегают в этом месте подземные воды. Если показатель УГВ менее 1,5 м, потребуется дренаж. Процесс укладки асфальта поэтапно выглядит так:

    Этап №1

    Необходимо со всей площади, идущей под асфальт, снять 35-40 см грунта.  Снимите вначале плодородный слой. Его можно переместить в сад или огород. Если есть возможность, арендуйте для выемки остального грунта бульдозер: вручную делать это тяжело и долго. Хорошенько выровняйте и утрамбуйте дно получившейся «ямы»

    Этап №2

    Если решили использовать геотекстиль – постелите его на утрамбованное и очищенное от мусора дно котлована. Кладите куски внахлест. При желании можно их скрепить строительным степлером, чтобы не сместились в процессе укладки последующих слоев.

    Этап №3

    Поверх геотекстиля или прямо на дно котлована, если вы решили геотекстиль не использовать, насыпьте слой песка или отсева. Его высота должна быть не менее 15 см. Чтобы рассчитать, сколько вам понадобится песка, измерьте площадь котлована, умножьте ее на 0,15. Получится необходимый вам объем в кубометрах. После того, как песчаная подушка насыпана, ее нужно хорошо уплотнить ручной трамбовкой или виброплитой.

    Этап №4

    Затем насыпьте поверх песка щебень. Необходимая толщина щебня под асфальт – 20 см. Расчет нужного количества материала проводится так же, как с песком. После укладки разровняйте и уплотните щебеночный слой.

    Этап №5

    Мы уже говорили, что розлив битума перед укладкой асфальта не является обязательным при самостоятельном асфальтировании. Однако если все технологические слои при укладке асфальта сделаны по правилам – покрытие будет прочнее и долговечнее. Задача битумного слоя – обеспечить лучшую адгезию подложки с асфальтовым покрытием и дополнительную гидроизоляцию. Битумная пропитка наносится не более, чем за 6 часов до асфальтоукладки.

    Этап № 6

    Самый важный и фактически завершающий этап – укладка горячего асфальта. Распределите его небольшими кучками по всей площади, которая будет заасфальтирована и разровняйте. Удобнее всего для этого использовать специальный гребок, который еще называют асфальтовой гладилкой. Его можно купить в магазине инструментов или сделать своими руками.

    Поскольку речь идет о горячем асфальтировании, важно, чтобы доставленный асфальт не остыл до того, как будет полностью уложен, разровнен и утрамбован. Поэтому рассчитывайте свои силы. Или заказывайте подвоз асфальта партиями, или обеспечьте условия для замедления его остывания после доставки. Чем толще асфальтовый слой, тем медленнее он остывает. И, конечно, чем выше температура окружающего воздуха, тем ниже риск, что асфальт утратит пластичность до того, как его успеют настелить. Учитывайте погодный фактор.

    Во время всего процесса укладки следует проверять ровность формируемой поверхности. Можно делать это при помощи обычного шнура, периодически натягивая его поперек полотна. Если в каком-то месте шнур вдруг перестает касаться асфальтовой поверхности – добавляется смесь. Можно заранее установить по бокам асфальтируемого полотна рейки определенной высоты и следить, чтобы слой асфальта им соответствовал. Наилучший результат дает, конечно, использование специального дорожного уровня – дорожной рейки. Она для этой цели и разработана.

    Укладка горячего асфальта по технологии ГОСТ и СНиП, конечно, подразумевает его трамбование полноценным дорожным катком. Но на небольших площадях вполне достаточно виброплиты.  Участок нужно пройти несколько раз, вдоль и поперек, при этом постоянно следя, чтобы кусочки свежего асфальта не налипли на плиту и не создали неровности. Когда трамбовка окончена свежезаасфальтированный участок следует посыпать мелкой песчано-цементной смесью. Это сразу снизит липкость, заполнит поры и сведет к минимуму риск повреждения поверхности в процессе полного застывания. Время застывания горячего асфальта после укладки составляет один-два дня. После этого по нему можно ходить и ездить без ограничения.

    Как узнать, сколько покупать асфальтовой смеси?

    Горячий асфальт, в отличие от песка, отсева и щебня, продается не на кубометры, а на тонны. Поэтому нужно сначала решить, слой какой толщины вы будете настилать на какую площадь, а затем перевести полученный объем в массу. Для этого объем умножается на насыпную плотность, которая у горячего асфальта находится в пределах 2 300-2 440 кг/мᶾ. Уточняйте ее при заказе. Приблизительно же каждый сантиметр высоты асфальтового покрытия а квадратном метре будет весить около 50 кг.

    Как видите, укладка горячего асфальта своими руками – дело вполне возможное. Можно провести его самостоятельно, можно пригласить для выполнения работа дорожностроительную бригаду из компании «Ракета». Располагая изложенной в данной статье информацией, вы, как заказчик, сможете легко проконтролировать соблюдение технологии горячего асфальтирования.

    Получите консультацию, позвонив по телефону 8 (812) 603-64-53.

    Другие статьи