Строительство, реконструкция и асфальтирование дорог являются большой отраслью, в которой действуют свои правила, есть определенные стандарты и применение инновационных технологий. Строительство и реконструкция отличаются друг от друга сутью выполняемых операций.
Цель строительства автомагистрали — спроектировать и проложить асфальтовую дорогу с нуля. Реконструкция подразумевает модернизацию дорожного полотна — его увеличение, асфальтирование или полное обновление покрытия. Реконструкция отличается от ремонта дороги, при котором работы проводятся локально.
В статье мы подробно расскажем об используемых подходах к строительству, асфальтированию и реконструкции автомобильных дорог в нашей стране. Они могут быть как традиционными и далеко не всегда приносящими конкретную пользу, так и современными, перенимаемыми из других стран. Из нашего материала вы узнаете о конкретных технологиях и этапах строительства и реконструкции автомагистралей. На сайте raketa-spb.ru также размещены полезные материалы о других дорожных и земляных работах, выполняемых нашей компанией.
Суть реконструкции автомобильных дорог
Под реконструкцией подразумевают частичное или полное переустройство дороги для улучшения ее транспортно-эксплуатационных характеристик. Это особенно актуально в ситуации, когда необходим ремонт дороги из-за ухудшения ее качества вследствие отрицательного влияния природно-климатических факторов и больших нагрузок — полотно разрушается или деформируется.
Реконструкция дороги нужна в ситуациях, когда важно сохранить нормальное состояние автомагистрали для обеспечения безопасного движения. Нередки случаи, когда появляются нововведения, касающиеся обновления эксплуатационных характеристик трассы. Здесь не обойтись простым ремонтом дороги — нужна капитальная реконструкция и повторное асфальтирование дороги.
Реконструкция дороги подразумевает проведение большого спектра работ для улучшения ее характеристик. Это и ремонт, и восстановление, и модернизация объекта. После выполненных мероприятий значительно улучшается технический уровень дороги, качество ее инженерного оборудования, транспортно-эксплуатационное состояние.
Практика реконструкции автомагистралей позволяет выделить следующие типы выполняемых работ:
- Восстановление трасс подразумевает проведение комплекса мероприятий, которые включают в себя и капитальный ремонт, и реконструкцию дорожных участков.
- В процессе капитального ремонта некоторые участки дорог (с наихудшим качеством покрытия) восстанавливаются. Также улучшаются системы водоотвода, совершенствуется покрытие, выполняется повторное асфальтирование дороги и улучшается прочность сооружений, примыкающих к дороге.
- Перестройка автомагистрали подразумевает ее расширение. Это ведет к увеличению пропускной способности. Поэтому перестройка сопровождается созданием новых дорожных отрезков и искусственных сооружений.
- В процессе реконструкции также улучшается качество дорожного покрытия и восстанавливаются имеющиеся сооружения. Это не влияет на изменение контуров трассы и ее плана на местности.
Успешная реконструкция автодороги может привести к присвоению более высокой категории. Но чаще всего ее класс остается прежним, несмотря на то, что технические характеристики и показатели значительно улучшаются.
Важно установить разницу между «реконструкцией» и «ремонтом» дорог. Результатом ремонтных работ является увеличение толщины дорожного покрытия, ровности, сцепной способности. Возможна полная или частичная замена дорожных конструкций, асфальтирование дороги.
Реконструкция — это куда более сложные мероприятия, которые требуют от специалистов глубоких знаний и обширного опыта. Результат реконструкции — значительное улучшение транспортно-эксплуатационных показателей трассы.
Практика показывает, что при реконструкции и ремонте дороги значительная часть работ совпадает. Предпринимаемые мероприятия способствуют улучшению качества дорожной части. Четко разграничить работы (реконструкция и ремонт) не всегда возможно.
Подводя итог сказанному выше, можно сделать вывод, что во время реконструкции дорожного отрезка происходит полное или частичное обновление полотна, улучшение находящихся рядом инженерных коммуникаций. Это улучшает качество автомагистрали, ее технические показатели, значительно увеличивает срок эксплуатации.
Этапы строительства автомобильных дорог
Строительство дороги включает в себя следующие этапы:
- геодезическая съемка;
- разбивка участка;
- подготовительные операции;
- подготовка проектно-сметной документации, в которой будут отражены предстоящие расходы;
- выполнение земляных работ;
- создание системы водоотвода;
- создание дорожной «подушки»;
- монтаж финишного покрытия.
Строительство дороги начинается с геодезической съемки. Она выполняется для того, чтобы получить точный и оригинальный план местности. Для этого используется специализированный инструмент, при помощи которого измеряются высоты, углы, расстояния.
После геодезической съемки наступает этап разбивки участка. На основании полученного плана местности территория делится на зоны. На плане схематически отмечается место обустройства дороги. Специалисты особенно внимательно относятся к глубине залегания грунтовых вод, типу грунта, тщательно анализируют рельеф.
Далее следует этап подготовки местности. Территорию, на которой будет вестись строительство дороги, очищают. При необходимости все коммуникации (трубопроводы, линии электропередач) переносятся с линии монтажа дорожного покрытия. Также устраняются все объекты, которые могут помешать качественному ведению работ.
Параллельно с этим подготавливается документация, в которой находится информация о предстоящих расходах. Специалисты точно подсчитывают сумму расходов на строительство дороги. На основании данной информации закупаются оборудование и материалы.
Когда готовы все необходимые документы, наступает этап земляных работ. Их цель — получение нужного рельефа местности. При помощи специальной строительной техники рабочие выравнивают и равномерно распределяют грунт, устраняют возвышенности и ямы.
Для того чтобы автомобильная дорога прослужила в течение долгого времени, тщательно обустраивают систему водоотведения. Благодаря ей на магистрали не скапливаются осадки (дождь и талый снег). Наиболее бюджетным и распространенным вариантом водоотвода являются канавы, которые идут по обеим сторонам трассы. Боковые поверхности дороги делают немного скошенными — это позволит жидкости без препятствий и быстро стекать в боковые углубления.
После обустройства системы водоотведения важно сделать качественную дорожную «подушку». Она состоит из песка и гравия, утрамбованных дорожными катками. Подушка пружинит, уменьшая влияние машин на дорогу. Слои, образующие покрытие, разрушаются меньше.
Сделав дорожную «подушку», дорожники приступают к монтажу финишного покрытия — именно его каждый день видят автомобилисты. В качестве материала используют цементобетон или асфальт. Выбор материала напрямую влияет на качество трассы и ее эксплуатационные характеристики.
Перед началом строительства или ремонта дороги специалисты могут возвести временную объездную дорогу из кирпичного или бетонного боя, асфальтового скола — дешевых материалов, которые можно быстро убрать. Именно по объездной дороге автомобилисты смогут без препятствий добираться до конечного пункта назначения.
Современные технологии строительства автомобильных дорог
Строительство автомобильных дорог может вестись разными способами. Наиболее популярными являются американская и европейская технологии.
Американская система строительства дорог — это результат ответственного отношения правительства США, проведенных дорогостоящих исследований. Большие инвестиции в инженерные разработки и в организацию строительных работ возымели свой эффект — сегодня именно американцы могут похвастаться лучшей в мире системой магистралей, которая соответствует наивысшим эксплуатационным характеристикам.
В основе американской технологии дорожного строительства — использование монолитного цементобетона. В результате полотно получается прочным, долговечным и неприхотливым к нагрузке.
В процессе укладки подушки для дороги используются:
- гравий;
- глина;
- песок.
Каждый слой материала тщательно утрамбовывается и обрабатывается химическими реагентами. Это способствует тому, что в течение всего времени службы автомагистрали коэффициент содержания воды в подушке не изменяется. Она не проседает, соответственно, ремонт дороги становится редким явлением.
После этого на подушку выполняется укладка асфальта (двойной слой), после монтируется арматура для бетонного полотна, затем непосредственно заливается бетонная смесь. Внимательно американцы относятся и к обустройству временных дорог, ведь автомобилисты не должны ощущать какого-либо дискомфорта.
Подобная технология дорогостояща. Один километр американской дороги в пересчете на рубли стоит около 270 миллионов рублей. В России этот показатель в 6 раз меньше.
Многие специалисты называют европейскую технологию строительства автомобильных дорог консервативной. Однако после США последующие строчки в рейтинге качества магистралей занимают Португалия, Австрия, Франция и Нидерланды. Немецкие автобаны и вовсе являются синонимом качества и комфортного вождения. Прокатиться по ним — мечта многих автолюбителей со всего мира.
На деле американская и европейская технологии строительства дорог похожи. Главной изюминкой возведения магистралей в Старом Свете является очень прочная подложка под асфальт. Ее толщина может составлять до 2 метров. Она состоит из нескольких слоев различных материалов. После этого на огромную подложку выполняется укладка бетона и асфальта.
Еще одно отличительное качество технологии, по которой возводятся европейские трассы — тщательность выполнения работ и максимальная ответственность специалистов. Граждане европейских стран бережно относятся к автомагистралям, а специальные службы выполняют постоянный мониторинг технического состояния дорог.
В нашей стране при строительстве дорог, в том числе и в СНТ, используются как традиционные методы, так и современные технологии, применяются высококачественные материалы. Несколько лет назад в России стали применять технологию холодной регенерации и стабилизации асфальтобетонных покрытий — холодный ресайклинг. В процессе процедуры старое покрытие смешивается со специальной смесью вяжущих компонентов. Появляется новая однородная и прочная дорожная одежда.
Специалистами активно используется американская система SUPERPAVE. С ее помощью подбирается подходящий состав смеси исходя из геологической составляющей, состояния грузового трафика, климатических особенностей. Однако эта система не подходит для строительства дорог в СНТ и устройства временных дорог.
Возведение автомагистралей — это ответственный процесс, который требует максимальной внимательности и ответственного отношения к делу на каждом из этапов. В нашей стране продолжится внедрение инноваций, что поспособствует увеличению качества дорожного покрытия.
Заказать строительство и реконструкцию дорог вы можете в нашей компании raketa-spb.ru.