Напишите нам в WhatsApp

Строительные нормы и правила дорожного строительства

Строительные нормы и правила дорожного строительства

Что содержит СНиП 3. 06. 03 – 85 – структура документа

            Основной документ состоит из следующих разделов, посвященных тем или иным аспектам дорожного строительства:

  1. Основные общие положения
  2. Рекомендации по организации работ
  3. Порядок подготовки
  4. Строительство грунтового полотна
  5. Дополнительные прослойки основания
  6. Использование в основании грунтов и иных минеральных материалов, укрепленных вяжущими материалами (органическими и неорганическими)
  7. Щебеночное покрытие дорог по СНиП
  8. Основания из минеральных материалов, обработанные неорганическими вяжущими
  9. Основания из минеральных материалов, обработанные органическими вяжущими
  10. Асфальтовые и асфальтобетонные основания
  11. Различные устройства поверхностной обработки дорожных покрытий
  12. Устройство цементобетонных оснований и покрытий
  13. Окончательное обустройство готового дорожного полотна
  14. Сдача-приемка работ

Одним словом, официальный документ СНиП, регламентирующий строительство дорог, предусматривает все, что требуется при строительстве дороги. А также напоминает, что правила и нормы строительства дорог, утвержденные позже публикации данного нормативного документа, имеют законную силу. Следить за изменениями необходимо по информационному указателю «Государственные стандарты» и журналу «Бюллетень строительной техники».

Раздел 1 – Общие положения

Вводный раздел документа 3. 06. 03 – 85 излагает основные правила, которых следует придерживаться, осуществляя дорожные работы по СНиП. Данные правила касаются строительства и ремонта общедоступных и ведомственных автодорог за исключением зимников, испытательных и временных дорог. В разделе оговаривается:

  • Необходимость соблюдения экологического законодательства РФ и всех норм промышленной санитарии и техники безопасности труда
  • Порядок необходимых предварительных геологических изысканий, подготовки земляного основания, доставки и хранения строительных материалов
  • Правила и условия укладки по СНиП дорожной одежды в зависимости от погодных условий
  • Оптимальные параметры использования техники и инструментов
  • Периодичность операционного контроля качества выполняемых работ

Раздел 2  — Организация работ

СНиП на дорожные работы предполагает поточный метод организации строительства. Рабочие процессы различных структур, которые специализируются на тех или иных операциях, планируется заранее и осуществляется в четкой последовательности. После того, как последнее структурное звено закончило свою деятельность, позади них остается участок дороги, полностью готовый к эксплуатации. Последовательность действий следующая:

  • Подготовка бытовой, санитарной, коммуникационной инфраструктуры для работников
  • Обеспечение удобного подвоза строительных материалов, мест их хранения, размещение АБЗ и ЦБЗ
  • Заблаговременная постройка сложных инженерных конструкций (мостов, ж/д переездов и т.д.)
  • Подготовительные земляные работы
  • Основные строительные работы

Средства механизации нужно выбирать в комплексе, исходя из технико-экономического сравнения возможных вариантов, с учетом конкретных условий. Сложную дорожностроительную технику (комплексы ДС-100 и Д С -110) можно использовать на нескольких объектах.

Если строительство происходит на территории промышленного или сельскохозяйственного предприятия, следует согласовывать работы с владельцами территории, чтобы не мешать их хозяйственной деятельности. При необходимости следует предусмотреть возможность временного проезда частично построенной дороге.

Раздел 3 – Подготовительные работы

Устройство оснований автомобильных дорог должно производиться в полном соответствии со СНиП 3. 06. 03 – 85. В частности:

  • Водоотведение, осушение, просека, расчистка пней, вывоз и утилизация отходов неделовой древесины осуществляется без нарушения действующих норм лесного надзора
  • Необходимо предусмотреть возможность пересечения дорожного полотна подземными коммуникациями в случаях, когда они еще не построены, но должны быть
  • Площади, используемые для временного отвода по завершении строительства подлежат рекультивации и сдаче землепользователям под акт

Раздел 4 – Сооружение земляного полотна

Нормы по строительству дорог подразумевают, что грунтовое основание будет возводиться равномерно по всей длине, без разрывов. Разрывы допускаются лишь в местах расположения всевозможных искусственных сооружений, либо на участках с нестандартными грунтами. К таковым относятся болота, скальные выемки, зоны оползней и тому подобные экстремальные случаи.

Очевидно, что строительство насыпи должно опережать все последующие рабочие процессы. В некоторых случаях (большая высота насыпи, пылевые/ глинистые/ торфяные/ замороженные/ переувлажненные грунты и пр.) земляное полотно необходимо возвести за год до того, как на нем будут проводиться прочие работы. Технологический перерыв необходим для стабилизации насыпей. А если дорога строится на уже освоенной территории промышленного или сельскохозяйственного предприятия, земляные работы, напротив, проводятся непосредственно перед укладкой дорожной одежды.

Данный раздел уделяет внимание конкретным условиям и выводит общий алгоритм действий:

  • Формирование насыпи
  • Укрепление и отделка ее боковых граней
  • Контрольные мероприятия

    Ищите решение своей проблемы?Специалисты РАКЕТЫ вам помогут!

    Заполните форму и получите бесплатную консультацию специалиста с предварительным расчетом стоимости работ прямо сейчас



    Раздел 5 – Устройство дополнительных слове и прослоек основания

    Земляная насыпь формируется путем последовательной засыпки на всю ширину горизонтальных слоев грунтовых и иных материалов.  Т. е. представляет собой своеобразный «слоеный пирог». Некоторые слои несут особые функции:

    • изолирующие
    • морозозащитные
    • дренирующие
    • капилляропрерывающие

    Данный раздел дает подробные технологические рекомендации, касающиеся того, как это нужно делать. А также инструкции по контролю качества работ в процессе и по их окончанию.

    Раздел 6 — Устройство оснований и покрытий из минеральных материалов, скрепленных неорганическими и органическими связующими

    Крупнообломочные грунты и минеральные промышленные отходы можно и рекомендуется применять при строительство дорог по СНиП. Используются они после предварительного измельчения, в сочетании с песками, поверхностно-активными веществами (для глинистых грунтов), и прочими необходимыми добавками. СНиП 3. 06. 03 – 85 строго регламентирует количество частиц разного размера в смесях. Для глинистых и песчаных грунтов эти показатели разные.

    В зависимости от конкретных условия смеси приготовляются:

    • В карьере, на специальной площадке, прямо на дороге с применением дорожных фрез или грунтосмесительных машин
    • В смесительных установках со свободным или принудительным перемешиванием (обязательно при строительстве верхнего слоя и покрытия)

    Раздел также дает подробные разъяснения порядка действий в зависимости от характера грунта и от того, применяются органические или неорганические вяжущие материалы. Качество оснований и покрытий из грунтов, укрепленных вяжущими материалами необходимо контролировать не реже 1 раза в смену.

    Раздел 7 – Щебеночные, гравийные, шлаковые покрытия/мостовые

    Раздел регламентирует все виды щебеночного покрытия дороги по СНиП. Основополагающее требование: минимально допустимая толщина слоя должна быть в полтора раза больше, чем самые крупные щебеночные фракции и составлять:

    • не менее 15 см при условии укладки на песчаное основание
    • не менее 10 см, если основание укрепленное

    Нормы максимальной толщины слоя приведены в таблице для разных видов каменного материала.

    Раздел также подробно рассматривает строительство щебеночных оснований/покрытий:

    • Методом заклинки
    • Из смесей каменного материала с песком
    • С обработкой пескоцементной смесью методом перемешивания
    • С обработкой пескоцементной смесью методом вдавливания
    • Из булыжного и колотого камня, мозаиковой шашки, брусчатки

    Контроль качества щебеночных покрытий, помимо регламента, предусмотренного в том же документе (раздел 14) для всех дорог СНиП, предусматривает проверку 1 раз в смену влажность материалов и прочность пескоцемента по ГОСТ.

    Разделы 8 и 9 — Устройство оснований/покрытий из щебня, гравия, песка с обработкой органическими и неорганическими вяжущими.

    Два последующих раздела подробно описывают все аспекты возведения такого рода покрытий

    • Транспортировку, хранение, подачу материалов в смесители
    • Пропорции и особенности смешивания
    • Погодные условия производства работ
    • Особенности укладки и уплотнения
    • Специфические моменты контроля качества работ

    Раздел 8 регламентирует работу со смесями на основе неорганических вяжущих, раздел 9 – органических.

    Разделы 10–12  — Асфальтобетонные покрытия, поверхностная обработка, цементобетонные покрытия

    Три последних раздела, регламентирующие виды работ при строительстве автомобильных дорог касаются их завершающей стадии. Фактически дорога становится пригодной для движения транспорта после того, как полосы заасфальтированы либо забетонированы. Для придания полотну большей износостойкости, полной водонепроницаемости и при этом шероховатости для уменьшения скольжения в условиях повышенной влажности применяется поверхностная обработка.

    Все три раздела обширны и полны конкретных технологических рекомендаций, частично оформленных в виде таблиц. Особое внимание уделяется соответствию асфальтобетонных и бетонных смесей ГОСТам. Даются подробные рекомендации по их производству и транспортировке. Перечисляется необходимая для укладки техника.

    Раздел 13 – Финальное устройство обстановки дороги

    Правила строительства автомобильных дорог предусматривают их сдачу заказчикам под ключ. Т. е. после того, как все строительные работы завершены, дорожное полотно должно быть обустроено в соответствии с ПДД. Это включает установку:

    • Дорожных знаков
    • Сигнальных столбиков
    • Элементов ограждения
    • А также нанесение разметки.

    Раздел регламентирует эти операции, включая бурение отверстий, способы крепления элементов из тех или иных материалов, качество красок для разметки. Важное значение придется последовательности работ.

    Раздел 14 — Приемосдаточные мероприятия

    Порядок строительства дороги по СНиП предполагает не только окончательную, но и промежуточную приемку по результатам завершения того или иного этапа. Некоторые моменты текущего контроля в данной статье уже упоминались.  Оформления через акты требуют следующие виды работ при строительстве автомобильных дорог:

    • Начальные земляные работы (снятие дерна, корчевку пней, оформление уступов на спусках/подъемах, замену грунтов, устройство свайных оснований, теплоизолирующих слоев и т.д.)
    • Строительство дренажей и водоотводов
    • Укрепление грунтового полотна и его подготовку к монтажу дорожной одежды
    • Уплотнение конструктивных слоев дорожной одежды
    • Некоторые другие

    В ходе приемки проверяется соответствие параметров фактических и проектных значений. Список параметров, подлежащих проверке, обширен и находится в последнем разделе СНиП 3. 06. 03 – 85 в форме таблицы. Особо важными параметрами считаются:

    • Плотность и прочность слоев основания и покрытия
    • Плоскостность (ровность) поверхности дороги
    • Шероховатость (коэффициент сцепления шин с покрытием)

    Таким образом СНиП 3. 06. 03 – 85 охватывает все процессы и этапы дорожного строительства. А также ремонта уже существующих дорог

    Получите консультацию, позвонив по телефону 8 (812) 603-64-53.

    Другие статьи