Трещины, колеи, ямы и другие повреждения на асфальте — проблема многих российских городов и различных производственно-промышленных объектов. Стремясь сэкономить, подрядчики и заказчики укладывают дороги не по стандартам, делают тонкую «подушку» (основание), не отвечающую нормам. В результате этого асфальт не выдерживает высоких нагрузок, ухудшается качество полотна, оно проседает.
Ремонт дорог также не всегда выполняется по стандартам и требует вложений каждые 6-12 месяцев. В этой статье специалисты компании РАКЕТА рассказывают, почему появляются трещины на асфальте и о том, как их их правильно заделывать.
Повреждения и трещины на асфальтобетонном покрытии: причины их появления и ремонтные работы
Причины большинства повреждений на асфальте:
- Некачественная укладка основания дороги, нарушения в технологии. Грунт проседает, асфальт дает усадку. На «подушку» могут воздействовать грунтовые воды и корни деревьев, растущих на обочине.
- Большая нагрузка на дорожное полотно. Неправильный расчет толщины «подушки» и размера слоя асфальта могут приводить к просадкам асфальта при частом проезде большегрузов. Фактическая нагрузка превышает допустимую.
Наиболее часто некачественная укладка и повышенные нагрузки, повреждают асфальт и вызывают следующие неровности:
- Продольные и поперечные трещины. Внутрь разломов проникает влага, они постепенно разрастаются и должны оперативно ремонтироваться заливкой битума.
- Колейность. Просадка асфальта по ширине колес автомобиля. Дорога с колеей не позволяет машинам свободно маневрировать, может приводить к ДТП.
- Износ верхнего слоя. Шероховатый слой асфальта («держак», контактирующий с колесами машин) постепенно стирается. Это ухудшает сцепление резины с дорогой, покрытие изнашивается быстрее, появляются колеи, выбоины.
- Выбоины и ямы. Асфальт разбивается, дорога покрывается неровностями. В ямах может накапливаться вода во время дождя и снегопадов.
Ремонтные работы, предназначенные для асфальтобетонного покрытия
Трещины в асфальте заделываются жидкой мастикой на основе битума. Ремонт выполняется в короткий срок, в отличие от обычного «ямочного», не требует снимать слой полотна. Работы выполняются в течение одного дня и требуют сравнительно небольших финансовых затрат.
Материалы для заделки трещин
Для заливки трещин в асфальте используют мастику (битум) горячего применения. Она плавится в специальной машине, в обычном ведре или любой другой емкости и заливается в поврежденные участки дороги. Температура нагрева — около 200 градусов.
Битумно-полимерная мастика действует следующим образом:
- Склеивает кромки асфальта и заполняет пустоты. Влага не проникает во внутренние слои полотна.
- Снижает уровень вибраций при проезде транспорта. Трещина прекращает разрастаться, полотно вновь становится ровным.
Специалисты РАКЕТЫ рекомендуют использовать битумно-полимерную мастику для заливки трещин. При необходимости сэкономить — битумно-резиновую. Оба материала обладают рядом положительных качеств:
- Сохраняют прочность и твердую структуру в жаркое время года. Выдерживают нагрев до 80-90 градусов.
- Не растрескиваются при перепадах температуры, во время дождей и заморозков.
- Имеют сравнительно низкую цену и простую технологию заливки.
Специализированная техника для ремонта трещин
Битумная мастика должна постоянно разогреваться и поддерживаться в жидком состоянии. При небольшом объеме работ можно воспользоваться обычным ведром или металлической емкостью, установленной над костром. Для серьезного ремонта применяется самоходный заливщик швов.
Для подготовки трещин к заливке битума применяют:
- Раздельщик швов. Самоходная или толкаемая вручную машина с 1-2 алмазными фрезами. Они выравнивают структуру трещины и расширяют ее.
- Компрессор и воздуходувка. Может быть на колесной базе или ранцевого типа, надеваемая на спину рабочего. Позволяет очистить трещины от пыли и загрязнений.
- Тепловое копье. Удаляет из трещины остатки влаги и прогревает ее для лучшего контакта с битумом.
Технология заливки швов/трещин
Заделка трещин называется «санацией». Повреждения обрабатываются и заливаются битумной мастикой. Процедура проводится следующим образом:
- Трещины обрабатываются раздельщиком швов. Повреждения выравниваются, равномерно углубляются.
- Продувка и сушка. Компрессором и воздуходувкой из трещины удаляется пыль и остаточная влага.
- Заливка. В обработанные трещины заливается жидкий битум. Ровная структура покрытию придается с помощью «утюжка для промазывания дорожных швов». Битумная мастика застывает в течение двух-трех часов в зависимости от температуры воздуха.
Ямочные ремонтные работы
Ямочный ремонт — это срез части асфальтового полотна и его замена на новый материал. В зависимости от масштаба работ, он проводится:
- Картами. Сильно поврежденный асфальт с большой площадью ремонта разбивается на «карты» по 7-10 квадратных метров. Для этого составляется чертеж, отмечаются участки дороги.
- Стандартным способом. Без чертежа и специальной подготовки.
При ямочном ремонте срезается верхний асфальтовый слой (5-12 см) и создается шероховатая поверхность. На нее укладывается новый асфальт и уплотняется катком. Для работ используется следующее оборудование и техника:
- Дорожная или мини-фреза. Срезает слой асфальта, позволяя использовать его повторно — как крошку.
- Отбойный молоток или гидромолот. Позволяет удалить бетонные или сложные участки асфальта вручную.
- Нарезчик швов. Выравнивает края вырезанной полосы асфальта.
- Каток или ручная виброплита. Уплотняет новый слой асфальта.
Как проводится ямочный ремонт асфальта:
- Дорожной фрезой срезается слой асфальта — 5-12 см в зависимости от глубины ям, перепадов высоты полотна.
- Края срезанной части асфальта обрабатываются швонарезчиком.
- Срезанный участок очищается от пыли и загрязнений с помощью воздуходувки и компрессора.
- Участок поливается битумной эмульсией. Края тщательно обрабатываются кистью, вручную. Это обеспечивает хорошую сцепку нового асфальта со старым слоем.
- Укладывается новый асфальт и уплотняется катком или виброплитой.
- Стыки между новым и старым участком полотна проливаются битумной эмульсией.
Ямочный ремонт выполняется в сухую погоду, его нельзя проводить во время дождя или снегопада.
Укладка слоя износа
Слой износа — это верхняя часть асфальта (2-4 см), защищающая основное полотно от повреждений. Она имеет шероховатую поверхность, обеспечивает автомобилям хорошее сцепление резины с дорогой. Слой износа постепенно стирается и разрушается:
- Вертикальными нагрузками и трением. На однополосных и двухполосных износ верхнего слоя позволяет образовываться колее.
- Шипованной резиной. Перепады температуры в большинстве регионов России вынуждают водителей ездить на шиповке по 3-5 месяцев в году. Она сильно изнашивает дорожное покрытие.
В зависимости от износа верхнего слоя асфальта его восстанавливают:
- Полным срезом слоя износа (3-5 см) и заменой его на новый асфальт. Работы проводятся аналогично ямочному ремонту.
- Проливкой полотна битумной эмульсией и эмульсионно-минеральными смесями.
Почему важно ремонтировать асфальт?
Согласно открытым источникам, за 2021 год по причине плохого качества дорог произошло 53 тысячи ДТП. Своевременный ремонт асфальта позволит избежать больших финансовых затрат, обеспечит безопасность движения, улучшит проходимость дороги.
Ямочный ремонт и заливка трещин даст возможность:
- Избежать больших затрат на капитальный ремонт дороги. Качественная заливка и ямочный ремонт восстанавливают дорожное полотно на 3-5 лет.
- Ускорить работу на различных складских и производственных объектах. Погрузчики и самосвалы вынуждены сильно снижать скорость на разбитой дороге.
- Снизить расходы на амортизацию автомобилей. Ямы и выбоины негативно влияют на подвеску, сход-развал машины.
- Сделать дорогу более безопасной. Снизить вероятность аварий.
Компания РАКЕТА выполняет заливку трещин и ямочный ремонт любой сложности. Обратитесь в нашу компанию и получите бесплатный предварительный расчет сметы. Он позволит узнать стоимость работ с точностью в 90%, определиться с бюджетом и принять решение. Позвоните по телефону 8 (812) 603-64-53.