Вторичные материалы позволяют сэкономить при строительстве проселочной или временной дороги. В большинстве случаев применяется бой бетона и лом асфальта. Эти материалы имеют сравнительно низкую цену, производятся из отходов, образованных при сносе зданий, ремонте автомобильных дорог. При правильной укладке покрытие выдерживает большие нагрузки, долго сохраняется ровное полотно, выдерживающее дожди и снегопады.
Что из себя представляет бой бетона
Технически бой бетона — это строительные отходы, обработанные в дробилке или с помощью гидромолота. Обломки строительных ж/б плит и перекрытий собираются и проходят через обработку. Она состоит из следующих этапов:
- Обработка гидромолотом. Измельчаются крупные части железобетонных плит и массивные глыбы бетона, удаляются крупные куски арматуры. Получившийся материал — бетонный бой.
- Сортировка. Небольшие куски бетонного боя отделяются от крупных.
- Обработка в дробилке. Крупный бетонный бой разбивается и фракционируется на куски различных размеров.
- Очистка от остатков арматуры. Позволяет изготовить материал высокого качества, без арматуры и мусора.
Прошедшие подготовку строительные отходы превращаются бой бетона, вторичный щебень (фракция до 40-80 мм), песок из дробленого бетона (отсев с фракцией меньше 5 мм) и вторичную ЩПС.
Бетонный бой, в отличие от вторичного щебня:
- стоит дешевле, требует от производителя минимальной обработки;
- не разделяется на фракции, внешне напоминает глыбы / куски различных размеров.
Характеристики боя бетона
Основная характеристика боя бетона, важная для строительства дороги — фракция. Слишком крупные камни потребуется измельчать экскаваторами на стройплощадке, расклинцовывать (уплотнять) щебнем. Остальные характеристики боя зависят от марки и типа бетона, использованного для производства материала, например, морозостойкость, истираемость.
Основные преимущества вторичного бетона (боя):
- Низкая стоимость. Материал из отходов бетонного строительства сравним по цене только с кирпичным боем. Он дает возможность недорого проложить проселочную / грунтовую дорогу.
- Универсальность. Может применяться в различных сферах: от строительства дорог до укладки основания под фундамент.
Вторичный бетон — строительный материал, произведенный из отходов. Ему свойственен ряд недостатков:
- Меньшая прочность по сравнению с новыми материалами. Бетонный бой производится из снесенных конструкций старых зданий. Он частично разрушен, имеет низкую морозостойкость, быстро разрушается при перепадах температуры.
- Наличие засоряющих примесей. Арматуры и строительного мусора. В отличие от бетонного боя, бетонный щебень может не иметь примесей. Он разделяется на 4 группы, первая из которых на 100% очищается от металла и мусора.
Сферы применения вторичного бетона
Вторичный бетон используется в различных сферах, в которых необходим бросовый и недорогой материал. Он позволяет:
- Построить проселочную или временную дорогу. Бетонный бой разбивается ковшами экскаваторов, уплотняется.
- Сделать «подушку» для дороги из асфальтовой крошки. Слой из укатанного бетонного боя позволит полотну выдерживать большие нагрузки.
- Сэкономить при производстве больших объемов бетонного раствора, например, при заливке фундамента.
- Укрепить грунт при строительстве зданий и сооружений, на берегах и склонах.
Засыпать различные ямы. Например отработанные котлованы, болота, траншеи.
Стоимость боя бетона
Стоимость вторичного бетона зависит от его качества и фракции. Большинство производителей устанавливают следующие расценки за кубометр:
- 85-100 рублей — крупные куски с фракцией до 50 см. Разнородный материал, который может потребовать расклинцовки щебнем.
- 180-210 рублей — куски меньшей фракции — до 30 см. Хорошо подходят для строительства дорог, укладки «подушки» под асфальтовую крошку.
- 270-300 рублей — мелкий бой бетона, фракция не более 10 см.
Особенности строительства дорог из вторичного бетона
При постройке дороги из вторичного бетона необходимо правильно подбирать фракцию. В некоторых случаях экономически выгоднее купить более дорогой материал, например, с кусками до 30 см, и сэкономить:
- на покупке вторичного или обычного щебня для расклинцовки (уплотнения) крупных кусков;
- на дополнительных работах, потребующих оплатить аренду техники на 1-2 лишних дня.
Делая дорогу из вторичного бетона, не оставляйте участков с крупными кусками боя. Они могут сделать площадку подвижной, образовать ямы и выбоины на поверхности. Исправить ситуацию можно следующими способами:
- Расклинцевать бетонный бой щебнем с небольшой фракцией (10-30 мм). Засыпать пустоты и уплотнить проблемные участки.
- Прокатать покрытие тяжелой строительной техникой, катками.
Построить качественную дорогу из вторичных материалов можно, комбинируя бой бетона и асфальтовую крошку. Для этого проводятся следующие работы:
- Делается выемка под дорогу — «корыто». Грунт уплотняется и застилается геотекстилем, не позволяющим смешиваться земляному и слою бетонного боя, улучшающего дренаж.
- Вторичный бетон укладывается и уплотняется. Это позволяет создать прочную «подушку» для дороги, не покупая ЩПС. Высота уплотненного слоя — 35-40 мм.
- Укладывается и укатывается асфальтовая крошка. Размер уплотненного слоя — около 10 мм. Крошка производится из отходов снятого грейдером асфальта, имеет доступную цену.
Что лучше: лом асфальта или бой бетона?
Лом асфальта — это бюджетный аналог, позволяющий заменить щебень для строительства дорог. В отличие от асфальтовой крошки, он представляет из себя крупные куски колотого материала. А в отличие от бетонного боя, он обладает рядом достоинств:
- Легкость укладки. Асфальтовый лом легко крошится и утрамбовывается, в отличие от плотных кусков бетонного боя.
- Плотность. В составе лома асфальта присутствует битум. Это позволяет сделать дорожное полотно более прочным и долговечным.
Основные недостатки лома асфальта:
- Более высокая цена. В среднем цены на лом асфальта начинаются от 350 рублей за кубометр. Это дороже самого качественного бетонного боя с мелкой фракцией.
- Необходимость подготовки основания. Дорога из лома асфальта требует сделать прочную «подушку», например, из бетонного боя. Материал несамостоятелен.
Определить, что лучше: лом асфальта или бой бетона, можно, исходя из конкретных задач. Например, для засыпки траншей / ям или укладки «подушки» лучше выбрать вторичный бетон. Асфальтовые лом и крошка дадут возможность сделать ямочный ремонт дороги или более качественное, долговечное и ровное покрытие.
Выводы
Бетонный бой — это материал с рядом недостатков, которые компенсируются низкой ценой. Он производится из отходов, доступен во всех регионах страны, хорошо подходит для строительства проселочных и временных дорог, к которым не предъявляются высокие требования.