Дорожная одежда – пирог асфальта на дорогах
Если вы посмотрите, как выглядит разрез дороги с асфальтовым покрытием, то увидите, что конструктивно его можно разделить на земляную насыпь, более-менее однородную и многослойную дорожную одежду. Переходным элементом является так называемый подстилающий слой насыпи: особо тщательно выровненный и уплотненный. Выше располагаются:
- Основание, которое, в свою очередь может быть однослойным или многослойным
- Дополнительные функциональные слои (защита от промерзания, дренаж, прерывание подъема грунтовых вод по капиллярам)
- Покрытие, которое также может иметь несколько слоев разной толщины. Минимальные толщины слоев дорожной одежды определены в нормативных документах дорожного строительства. Они зависят от класса дороги или назначения асфальтирования (дворы, тротуары, парковки, площадки, пешеходные/велосипедные дорожки и т.д.)
Каждый пирог дороги из асфальта по ГОСТу «печется» по определенному рецепту, согласно установленной госстандартами классам асфальтобетонного покрытия.
Что имеют в виду, говоря о толщине асфальтобетона на дорогах?
Чаще всего значения толщины дорожного покрытия означают не высоту каждого отдельного слоя, а их суммарное значение.
- Пешеходная дорожка, толщиной 3 см может состоять из одного трехсантиметрового слоя, а может из двух слоев по 1,5 см. Во втором случае она будет более долговечной и устойчивой к нагрузкам. Но первый вариант тоже приемлем по эксплуатационным характеристикам, и обойдется несколько дешевле
- Если же заасфальтированная территория «не вполне пешеходная» — такое часто случается на дворовых территориях многоквартирных домов, толщину асфальтового покрытия рекомендуется увеличить вдвое – до 6 см
- Дороги с постоянным движением более требовательны. Тут ни о каком однослойном покрытии не может идти и речи. Даже при отсутствии регулярного грузового движения потребуется три слоя асфальтобетонного покрытия, что сумме должно составлять не менее 12 см. Смешанный регулярный транспортный поток предполагает четыре слоя. Минимальная толщина слоя асфальтобетона составляет 4, 5 см. В сумме – уже 18. На оживленной трассе с преимущественно грузовым движением суммарная толщина слоев дорожной одежды может доходить до 30 см, что означает 5-6 слоев покрытия.
Требования ГОСТ по нормативам укладки асфальта
Правила достаточно гибкие, поскольку все виды асфальтирования для разных целей подразделяются всего лишь на три класса
- Покрытия I класса предназначены для взлетных полос, грузовых дорог, автомагистралей и трасс с интенсивным движением, обычных автодорог, которых, в свою очередь насчитывается 5 классов, подъездных дорог, большегрузных парковочных зон. Минимальная толщина асфальта в каждом слое составляет 4 см, максимальная толщина укладки асфальта – 8 см. Слоев, которые в обязательном порядке переслаиваются битумной проливкой, может быть от 2 до 6, в зависимости от конкретно рассчитанной ожидаемой нагрузки
- Покрытия II класса в норме не рассчитаны на регулярную транспортную нагрузку. Но поскольку они предназначены для общественных дворов, придомовых парковок, тротуаров, парковых дорожек, полностью исключить хотя бы периодическое появление на них машин невозможно. Этот класс покрытий укладывается в 2-3 слоя, с битумными прослойкам, каждый слой может иметь толщину от 2,5 см. Толщина асфальта верхнего слоя на тротуаре по ГОСТу должна быть не меньше 4 см. Оптимальная толщина асфальта верхнего слоя на парковке по ГОСТу составляет 6 см
- Покрытия III класса можно укладывать только там, где движение машин вообще запрещено: в зонах отдыха, частных дворах, на детских/спортивных площадках и т.д. Здесь достаточно одно- двухслойного покрытия поверх песчано-щебневой насыпи. Нормы укладки асфальта во дворах частных домов самые щадящие – от 1,5 см
А что говорят СНиП?
Требования к толщине асфальтовых слоев со стороны СНиП мало чем отличаются от гостовских. Принцип тот же самый:
- Толщина асфальтобетона на автомобильных дорогах зависят от класса дороги и расчетной нагрузки на нее. Малозагруженной дороге достаточно 8 см толщины полотна. Трассы и магистрали должны иметь, минимум, 10 см. Обязательно по меньшей мере два слоя, пролитых между собой битумом (для надежного сцепления)
- На парковках и подъездных дорожках толщина асфальтового покрытия должна быть не меньше 6 см. Вблизи ТЦ, бизнес-центров, высотных домов и т.д. ее необходимо увеличить до 8, поскольку в таких местах транспортная нагрузка на асфальт по определению выше. Слоев также должно быть, минимум, два
- В местах, где нет автомобильной нагрузки (тротуары, дворы и пр.) достаточно однослойного асфальтового/асфальтобетонного покрытия толщиной около 4 см
Еще о слоях
Общая толщина асфальта на проезжей части неравнозначна толщине слоя. Один, даже самый толстый слой асфальтобетона в покрытии не дает дороге необходимой прочности и износостойкости. Именно верхний слой покрытия принимает на себя горизонтальную и вертикальную нагрузку. Срок его службы зависит от того, насколько эффективно он сможет перераспределить ее на более глубокие слои, включая грунтовое основание. Т.е. зависимость следующая – чем больше слоев асфальта в покрытии, тем дорога (или тротуар) прочнее.
Имеет значение, разумеется, и тип асфальта. Рассмотрим их, начиная с самого прочного:
- Щебеночно-мастичный асфальтобетон в качестве наполнителя использует только щебень (материал, произведённый из твердых горных пород). Его даже теоретически невозможно уложить вручную из-з. слишком большого размера фракций. Это самый дорогой тип асфальта, используемый на дорогах, подвергающихся большой грузовой и поточной нагрузке в качестве крупнозернистого слоя, который сверху покрывается мелкозернистым. Толщина слоя асфальтобетона такого типа составляет обычно от 2 до 6 см
- Крупнозернистая асфальтобетонная смесь также выступает в качестве нижнего слоя дорожной одежды. Особенно, если покрытие только двухслойное. Причем, чем крупнее каменные зерна, тем дольше прослужит дорога без ямочного ремонта. Рекомендуемая толщина асфальтобетонного покрытия на основе крупных фракции – 4.5 см
- Мелкозернистый асфальт на дорогах обычно кладется в качестве самого верхнего слоя. Мелкий щебень препятствует образованию колейности. Толщина асфальтобетонного покрытия из мелкозернистого асфальта также 4-5 см. Если нужна еще большая прочность, правильнее будет не утолщать слой, а уложить сверху еще один, аналогичный
Песчаный асфальт не содержит щебня или гравия вообще. Только песок. Для серьезных нагрузок н не годится, но идеально подходит для тротуаров и тому подобных территорий. Тем более, что этот тип асфальта самый недорогой из перечисленных. Толщина дорожного покрытия из песчаного асфальта 3-4 см. Если ожидаются повышенные нагрузки (например, в местах, где жители дома традиционно ставят автомобили на ночь), можно сделать его двухслойным
Какой слой асфальта должен быть во дворе?
С одной стороны, дворы и придомовые территории предназначены преимущественно для пешеходов. А заодно детских колясок, велосипедов, самокатов, скутеров, скейтов и пр. Все это не оказывает такого разрушительного воздействия на асфальт, как, скажем, груженая фура. С другой стороны, жалобы на подрядчиков дорожных работ чаще всего встречаются именно в этом сегменте дорожного строительства. Пока состояние автодороги не угрожает безопасности движения, водители могут и не обращать внимания на какие-то огрехи полотна. Если же пожилой человек или ребенок на самокате регулярно спотыкаются на трещине или яме – недовольство жильцов исполнителем работ проявится обязательно.
Поэтому толщина асфальтового покрытия дворовой территории должна особо тщательно просчитываться с учетом:
- Климатических и микроклиматических особенностей
- Количества людей, проживающих поблизости
- Частоты появления в этих зонах автомобильного транспорта
Толщина асфальта на тротуаре также зависит от:
- Точности соблюдения технологии укладки
- Разновидности применяемого асфальта/асфальтобетона
- Материала и конструкции основания, подстилающего слоя дорожной одежды
Последний фактор играет существенную роль. Конструкция, материал и толщина настила оказывает прямое влияние на то, какой толщины может/должен быть асфальт. И позволяет создать качественное, долговечное, долго не требующее ямочного ремонта покрытие с оптимальными затратами.
Основания, и как они влияют на толщину асфальтового покрытия дорог и территорий
Подготовка основания – важнейший момент технологии, влияющий не только на долговечность дороги или заасфальтированной поверхности, но и на толщину слоев асфальта.
- Дороги асфальтируются после формирования, укрепления, стабилизации грунтовой насыпи с уже готовыми водоотводами. При устройстве тротуара, напротив, следует сделать углубление в грунте с таким расчетом, чтобы поместить в него все необходимые слои основания с сохранением прежнего уровня поверхности. Тротуары вблизи дорог используют их дренажную систему. Если речь идет об отдельной локации – водоотведением придется заняться самостоятельно
- Подстилающий слой следует очистить от мусора, просушить и уплотнить. На дорогах с этой целью применяются катки, на узких тротуарах можно обойтись ручным механизированным инструментом
- Для стабилизации нагрузок на полотно, его большей климатической устойчивости, экономии строительных материалов применяется геотекстиль. При небольшой толщине асфальтового покрытия во дворах и на тротуарах он также не дает смешиваться песку и щебню с землей, препятствует прорастанию семян растений снизу
- Слой песка, выполняющий стабилизирующую и дренажную функцию для дорог должен иметь толщину не менее 40 см в утрамбованном состоянии, однако для тротуаров толщина песка под асфальт может быть и меньше
- Далее сооружается щебеночный слой, который после уплотнения проливают битумной эмульсией. Толщина щебеночного основания под асфальт для дорог составляет по нормативам 25-35 см, для дворов и тротуаров достаточно 15-20см.
Основание готово к асфальтированию. Между песком и щебнем можно проложить георешетку или геосетку. Этот рулонный сетчатый материал позволяет сократить расход щебня и, в комбинации с геотекстилем, вдвое повышает прочность сооружения. Следовательно, в ряде случаев можно уменьшить толщину асфальтового покрытия без ущерба для долговечности дороги, тротуара, парковки.
Самое значительное влияние на толщину асфальтобетонного покрытия оказывают основания из бетона. Бетонное основание не является универсальным оно увеличивает себестоимость объекта, к тому же имеет специфические особенности эксплуатации. Но в ряде случаев это стратегически экономичное решение за счет повышенной прочности и отменной ремонтопригодности.
Специалисты компании «Ракета» имеют большой опыт дорожного строительства. При размещении у нас заказа на асфальтирование дороги или территории, они рассчитают для вас оптимальную толщину асфальта на проезжей части и в пешеходной зоне, исходя из конкретных условий и запросов. Уложенные нами дороги исправно служат людям многие годы Получите консультацию, позвонив по телефону 8 (812) 603-64-53.