Напишите нам в WhatsApp

Этапы асфальтирования дорог

Этапы асфальтирования дорог

Укладка асфальтобетонных покрытий является одним из наиболее распространенных способов обустройства дорог общего пользования. Технология применяется и в благоустройстве прилегающих территорий, автомобильных стоянок. Это обусловлено экономической целесообразностью, сравнительной простотой технологического процесса, ремонтопригодностью полотен.

Строительство дорог с применением асфальтобетонных смесей позволяет получать практически идеально ровные покрытия с минимальным капиллярным эффектом за счет низкой пористости и высоких гидрофобных свойств смол. Однако качество результата во многом зависит от выбранной технологии обустройства, типа и свойств смеси, соблюдения правил укладки слоев дорожных одежд на всех этапах. Поэтому стоит хотя бы поверхностно разобраться в тонкостях процесса, затронув стадии, которые остаются невидимыми для заказчика проекта.

Актуальность технологии асфальтирования

У асфальтобетонных дорог есть ряд преимуществ:

  • Современные технологии позволяют получать монолитные участки дорожных одежд любой длины, а отсутствие стыков положительно сказывается на качестве результата. Это дополняется минимальной или нулевой пористостью материала в отличие от бетона. Также гидрофобные свойства смол не допускают проникновения воды в глубинные слои покрытия, что защищает его от разрушений.
  • Отсутствие термокомпенсирующих швов, которые необходимы при укладке или заливке бетонных плит. Во-первых, это существенно упрощает и удешевляет монтаж. Во-вторых, обеспечивает больший комфорт и безопасность во время движения транспорта, сводит к минимуму нагрузки на подвески автомобилей.
  • Высокое сцепление шин автотранспорта с дорожной поверхностью – обеспечение максимального контроля, высокой безопасности, экономичности во время езды. При этом истирание покрышек сведено к минимуму за счет оптимального показателя твердости асфальтобетонного покрытия.

В целом технология показала себя как экономически целесообразная, применяется как в строительстве внутригородских дорог, так и для скоростных магистралей.

Этапы асфальтирования дорог и его актуальность

Нормативная база и стандартизация работ по асфальтированию дорог

В России технология строительства дорог с применением асфальтобетонных смесей регламентируется в первую очередь стандартом ГОСТ Р 54401-2011. Он определяет требования к параметрам литых смесей, качеству материалов, их физико-механическим характеристикам. Также в нем описываются тонкости технологических процессов. Дополнительный нормативный акт, которым руководствуются подрядчики, это СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги». В нем подробно расписаны этапы выполнения работ, правила обеспечения безопасности, методы контроля. Поэтому при необходимости заказчик может обратиться к этим нормативно-правовым актам в целях проверки подрядчика на предмет соблюдения действующих требований и стандартов.

Виды асфальтобетонных смесей и типы дорожных конструкций

Классической асфальтобетонной смесью считается сыпучая масса, которая состоит из щебня, песка, битума и дополнительного минерального компонента. Она подлежит обязательному уплотнению катками. Однако есть и специальные составы, которые разрабатываются индивидуально под уникальные технические условия. Это могут быть не уплотняемые литые смеси, перенасыщенные щебнем (до 90 %), на основе нестандартных битумных композиций, с модифицирующими добавками и т.п.

По типу выделяют три основные дорожные конструкции:

  1. Земляное полотно или щебневая подушка с эксплуатационным асфальтобетонным покрытием;
  2. Нижний слой из уплотненного щебня, средний – с пропиткой битумным вяжущим компонентом, и верх из асфальтобетонной уплотненной смеси;
  3. Полностью укрепленное вяжущим компонентом щебневое основание с верхним асфальтовым слоем.

Также технологией может быть предусмотрено использование георешеток и геотекстильных материалов (полотен, сеток) для армирования слоев, укрепления откосов.

Этапы асфальтирования и виды

Основные этапы асфальтирования дорог

Весь процесс делится на следующие стадии:

  • Сбор исходных данных, необходимых для проектирования;
  • Проведение расчетов, выбор технологии и конструкции дорожного полотна (дорожной одежды);
  • Проектирование и расчет сметы, формирование пакета проектной документации;
  • Подготовка материалов, асфальтобетонных смесей (если они не изготавливаются на объекте);
  • Земляные работы с уплотнением грунта и обустройство песчаной дренирующей подушки;
  • Укладка слоев дорожного основания – щебня с битумной пропиткой или без вяжущего компонента;
  • Укладка слоев асфальтобетонного покрытия с уплотнением или без, в зависимости от технологии;
  • Контроль качества результата по выборочным кернам (вырубкам) с их последующими испытаниями.

На каждом этапе важно соблюдение действующих стандартов, в противном случае дорожное полотно не будет соответствовать расчетным характеристикам. Из-за этого в процессе эксплуатации могут возникать колеи, локальные провалы, трещины и другие дефекты.

Сбор данных и проектирование

Строительство даже сравнительно небольшого участка дороги требует проведения комплекса изысканий на всей его протяженности. В первую очередь за дело возьмутся геодезисты, которые изучают специфику ландшафта. Важно учесть и высоту грунтовых вод, и вероятность паводков, характеристики самого грунта и его несущей способности, наличие уклонов.

Также необходимо точно рассчитать количество материалов для строительства с учетом ширины дорожного полотна и толщины всех слоев. Помимо проектирования дорожных одежд одновременно ведутся расчеты по инфраструктуре. Это касается элементов освещения, ограждений или отбойников, мостов, поверхностных дренажных канав и труб под участками дороги. Продумывается нанесение разметки, установка дорожных знаков, камер видеонаблюдения и других элементов.

В результате инженеры подготавливают целый пакет проектно-сметной документации. Он позволяет не только организовать слаженную работу на объекте с соблюдением действующих регламентов, но и максимально точно рассчитать бюджет проекта.

Этапы асфальтирования дорог. Сбор данных

Земляные работы и подготовка основания

Один из масштабных этапов работ – подготовка основания. Он включает:

  • Выемку плодородного слоя грунта с его последующим вывозом и выход на проектные точки глубины. В некоторых случаях проделывается масштабная работа по выравниванию больших отрезков дороги.
  • Уплотнение нижнего слоя грунта катками, засыпку песчаной подушки заданной толщины с последующим уплотнением, укладку геотекстильных материалов (если предусмотрено проектом).
  • Засыпку нижнего слоя – щебневого основания, которое будет принимать, распределять несущие нагрузки. В зависимости от технологии обустройства оно может быть сухим или пропитанным вяжущим компонентом.

Одновременно с этими работами на подготовительном этапе выполняется устройство дренажных канав, откосов.

Укладка асфальтобетонного покрытия

Асфальтирование дорог в большинстве случаев выполняется по горячей технологии с уплотнением и армированием слоев. Эксплуатационное асфальтобетонное покрытие укладывается на подготовленное и покрытое битумным праймером основание. В зависимости от специфики проекта укладываются 1-3 слоя, которые усиливаются армирующей сеткой или геосинтетическим полотном. Это существенно повышает эксплуатационные характеристики дорожной одежды, ее устойчивость перед механическими воздействиями. После укладки каждого слоя его уплотняют катками, покрывают битумным праймером, затем наносят новый слой. Работы выполняются до выхода на проектную толщину. Полный набор прочности покрытия происходит в среднем в течение 15 дней.

Контроль качества результата

Контроль качества осуществляется на всех этапах. В первую очередь это приемка сырья и материалов, которые должны соответствовать определенным параметрам. В частности это требования к размеру и прочности щебня, процентному соотношению компонентов в смеси. Следующий этап контроля – во время выполнения работ. Ответственные инженеры следят за соблюдением тонкостей технологических процессов.

Заключительная стадия – финальный контроль. Он включает геодезические измерения по контрольным точкам, а также исследование кернов – небольших вырубок, которые делаются на 1-3 день после укладки по горячему и теплому асфальту, а также на 15-й день – по холодному. В первую очередь анализируется толщина конструктивных слоев и коэффициенты уплотнения. Также анализируется качество сцепления и некоторые другие рабочие параметры.

Этапы асфальтирования дорог. Контроль качества

Дополнительное благоустройство

По предварительному согласованию подрядчик берет на себя и благоустройство прилегающих к дороге территорий. Это может быть:

  • Устройство площадок под остановки общественного или частного автотранспорта;
  • Укрепление откосов габионами для предотвращения обвалов грунта;
  • Обустройство ливневых канализационных систем открытого и закрытого типа;
  • Установка ограждений, отбойников, указателей, освещения.

Одно из преимуществ асфальтированных дорог – это ремонтопригодность. Если в процессе эксплуатации верхний слой постепенно изнашивается, в нем образуются трещины и выбоины, то можно проводить локальный ямочный или капитальный ремонт с заменой целых участков дорожных одежд. При этом основание не затрагивается, а работы выполняются только по верхним эксплуатационным слоям, что достаточно быстро и экономически целесообразно.

Компания «Ракета» осуществляет строительство дорог и асфальтирование территорий в СПб и ЛО. Все работы производятся качественно и в срок. Узнать цену и подробные условия можно, позвонив нам или оставив заявку на сайте.

Другие статьи